Юлия Светличная стала главой Харьковской ОГА в октябре 2016 года. И хотя недавно она вошла в топ-10 самых влиятельных женщин Украины, о самой Светличной известно немного. В условиях необъявленной войны с РФ приграничная Харьковщина сегодня – особенный регион. Поэтому фигура молодого руководителя вызывает еще больший интерес. Спустя 100 дней работы главой ОГА Юлия Светличная встретилась с журналистом, чтобы рассказать о ситуации на прифронтовой Харьковщине, отношениях с Порошенко и Кернесом, борьбе с представителями РФ в Совете Европы, покушении на жизнь и возвращении большого футбола в Харьков.
– Юлия Александровна, как-то непривычно видеть, что молодая женщина чуть старше тридцати возглавляет стратегический прифронтовой регион. Многим десятилетий не хватает достичь такого статуса. Вы комфортно чувствуете себя в кресле главы ОГА? Как попали во власть?
– То есть, будь на моем месте мужчина пенсионного возраста, такого вопроса не возникло бы? (улыбается)
– Было бы более привычно.
– Мне довелось провести немало встреч с делегациями из разных стран. У них таких вопросов не возникало. Потому что для них топ-менеджер в 30-35 лет – норма. Также, работая на госслужбе с 2006 года, не замечала удивления и у своих коллег. Вопрос возраста – это стереотип из прошлого, который убивает в людях мотивацию развиваться. Он им мешает. Мне – нет. Я начала работу в ОГА более 10 лет назад. Шаг за шагом прошла все ступеньки карьерной лестницы: от обычного специалиста отдела до первого зама и главы администрации.
– И вам не помогали стать главой ОГА?
– Помогали: характер, образование и команда.
– Кстати, по поводу последней. Бытует мнение, что вы из команды главы АП Игоря Райнина, который до вас руководил ХОГА, и экс-главы АП Бориса Ложкина…
– (перебивает) Я – из команды президента. Так же, как Игорь Львович и Борис Евгеньевич.
– Принимая решение связать свою политическую карьеру с командой Президента, вы понимали, что выходцев из этого политического лагеря не сильно жалуют на востоке страны?
– Президент сохранил целостность Украины. В 2014-2015 годах страну трясло. После оккупации части Донецкой и Луганской областей существовала реальная угроза импорта "русского мира" в наш регион. То, что сегодня на центральной площади Харькова развевается украинский флаг, а не триколор, – заслуга харьковчан и Президента лично.
– Ющенко тоже поддержали более 50% избирателей. Но его рейтинг спустя несколько лет практически обнулился. Вы сейчас говорите о событиях двухлетней давности. С тех пор повысились тарифы, обесценилась гривна и еще многое произошло, что не добавляет бонусов власти.
– За последние годы Украина действительно прошла немало сложных испытаний. И отношение к разным политикам менялось. Но что касается Президента, то его реальную поддержку показали недавние выборы в объединенные территориальные громады (ОТГ). В том числе и на Харьковщине. 50% руководителей ОТГ и депутатов – представители БПП "Солидарность". Эта политическая сила заняла первое место по всей Украине. Считаю это достаточно точным индикатором доверия.
– Вернемся к вашему назначению на должность главы ОГА. Вы победили на конкурсе. Но еще до объявления его результатов эксперты как один назвали вас новым главой ОГА. С чем была связана такая уверенность?
– С логикой. Я же не десантировалась из Киева, не пришла из другой сферы. Я – харьковчанка, с 2006 года – в ОГА, работала замглавы и первым замом, избиралась депутатом облсовета. Я знаю, чем живет Харьковщина, понимаю ее сильные и слабые стороны, вижу ее пошаговое развитие. Поэтому, объективно, мне было немного легче победить.
– С момента назначения многих уволили?
– Была обновлена команда заместителей – два новых зама. Один – по взаимодействию с правоохранительными органами и обеспечению безопасности – человек, проработавший более 20 лет в силовых органах. И второй заместитель – руководитель аппарата, который в том числе отвечает за образование, культуру и спорт в Харьковской области. Сегодня мы продолжаем подбор руководителей структурных подразделений.
– Форматируя команду, как единственная женщина-глава ОГА восстановили гендерный баланс внутри ОГА?
– Увольнять мужчин не пришлось, потому что в ХОГА две трети сотрудников – женщины (смеется). Если серьезно, то у должности управленца нет гендерной принадлежности. Но привилегии, так же, как и дискриминацию по гендерному признаку, считаю архаизмом и уделом слабых.
– Мужчины, особенно военные и силовики, не ставят под сомнение решения молодого руководителя?
– В компетенцию главы ОГА в том числе входят взаимодействие с силовыми структурами и координация их деятельности. Каждый понимает свою сферу ответственности. Если руководитель дает повод сомневаться в его решениях, особенно когда речь идет о нацбезопасности, вопрос: на своем ли он месте? Поверьте, у меня нет с этим сложностей.
– Прошло 100 дней с момента вашего назначения. По украинской традиции, за это время успевают только ознакомиться с ситуацией, обозначить какие-то планы. Или у вас уже есть чем похвастаться?
– Мне повезло приступить к конкретной работе с первого же дня после назначения – я хорошо знала и ситуацию в области, и людей, с которыми предстояло трудиться. Что касается первых результатов работы. По рейтингам социально-экономического развития, Харьковщина регулярно входит в пятерку лидеров. За 2016 год, по предварительным оценкам, мы также будем в пятерке лидеров. Хвастаться – не входит в мою компетенцию. Но, думаю, это неплохой результат.
– Предыдущему главе ОГА приписывают стабилизацию ситуации в регионе, открытие новой станции метро и филармонии. А чем запомнится Юлия Светличная?
– Тут нужно уточнить. Во-первых, мы продолжаем строить филармонию. Это будет большой зал на 800 мест. Масштабная стройка. Большой зал филармонии планируем открыть до 2019 года. Во-вторых, продолжаем строить метро в Харькове. В-третьих, этим летом откроем Центр предоставления административных и социальных услуг, который будет одним из самых больших в Украине. Тогда же начнут работу два центра предоставления социальных услуг – так называемые "прозрачные офисы". До конца года планируем закончить строительство новой школы на 700 учеников в Песочине – пригороде Харькова. Там очень нужна большая школа. И это будет первая школа, построенная "с нуля", за последние 12 лет в области. Сделаем также упор на реконструкцию и ремонты медучреждений. Начнем с больниц в Харькове. А это – 14 объектов. На них есть средства. При проведении тендерных процедур удалось хорошо сэкономить. За эти деньги отремонтируем областной онкологический центр. В общем, чем-то, как вы говорите, запомнимся.
– Одним из своих достижений вы назвали безопасность в регионе. Но на днях сообщили о том, что проект "Стена" в области не финансируется.
– Строительство "Стены" – это компетенция Госпогранслужбы. Действительно, сегодня финансирование проекта не осуществляется, но в госбюджете-2017 предусмотрено 200 млн грн на эти нужды. Поэтому работы возобновятся весной. Но "Стена" – это лишь один пример. Сегодня на обеспечение безопасности направлены колоссальные усилия. Люди должны быть уверены, что они защищены, что мирной жизни ничего не угрожает.
– В области много переселенцев. Вы их достойно приняли?
– 200 тысяч, если быть точной. Несмотря на то, что это временно, мы стараемся обеспечить хорошие условия. Подключаем международные организации. Социально ответственный бизнес сам включился в процесс. Оказывается международная помощь в рамках договоренности Украины и Германии. Был построен модульный городок. Естественно, все не могут быть полностью довольны. Потому что людям хочется жить точно так же, как и раньше у себя дома в Донецке и Луганске. Ведь родной дом ничто не заменит.
– Что сделано для защитников – участников АТО?
– Более 3000 участников АТО получили земельные участки. Кроме того, для них действует программа доступного жилья. 60% платит участник АТО, 40% компенсирует государство. Уже заключены договоры на новые квартиры. Они будут сданы в эксплуатацию во втором квартале 2017 года. Мы находимся в постоянном диалоге с организациями ветеранов АТО. Встретились, пообщались, обсудили, что нужно, решили вопрос. Без длительных переписок и лишних бюрократических процедур.
– Харьковщина всегда считалась крупным промышленным регионом. Как обстояли дела в этой сфере к концу 2016 года?
– Лучший ответ на этот вопрос – цифры. По плану оптимистический прогноз роста промышленного производства по области был заложен на уровне 101,5%. Нам же удалось достичь роста в 106%. Показательно здесь и поведение иностранных инвесторов, которые никогда не придут туда, где существуют риски для бизнеса и нет доверия к власти. Иностранные инвестиции в Харьковской области – с плюсом 95 млн долларов. По чистому приросту в Украине мы – вторые после Киева. Что важно, за это время не ушел ни один крупный инвестор. Это говорит о безопасности в регионе, о доверии к власти и о благоприятных условиях для ведения честного бизнеса.
– Промышленный рост в процентном соотношении для многих – понятие абстрактное. Объясните, пожалуйста, на конкретных примерах.
– Возобновлена работа промышленного гиганта – Харьковского тракторного завода. Он почти год простаивал. Прошлое руководство завода пыталось вывести оборудование в Россию, но у них не получилось. Как непосредственный участник процесса скажу, что ХТЗ возобновил работу исключительно благодаря вмешательству Президента. Для понимания важности этого актива для области: ХТЗ – это почти две тысячи рабочих мест и значительный прирост поступлений в бюджет региона. Тот же завод им. Малышева еще в 2015 году имел задолженность по заработной плате, а сегодня у него – почти тройной прирост производства. В целом по Харьковской области около двух третьих промышленных предприятий – прибыльные. Кроме этого, есть прогресс в агросекторе, фармацевтической отрасли… Но возрождение промышленного потенциала – приоритет.
– С ваших слов, на Харьковщине все отлично. Не поверю, что в регионе нет проблем…
– Есть немало сложностей, которые, в том числе, связаны с российской агрессией. Были разорваны бизнес-связи, экспорт товаров упал. Предприятиям нужно было в экстренном порядке искать новые возможности, новые рынки. Экспорт в Европу пока полноценно не компенсировал утраченные объемы экспорта в Россию. Это правда. Но если мы говорим о европейском рынке, то он более цивилизованный, высококачественный, требует обновления и модернизации производства. Позитивно, что предприятия идут на это и ищут новые возможности. У некоторых крупных предприятий расширяются пакеты заказов. Например, "Турбоатом", если не ошибаюсь, сотрудничает с 46 странами.
– Вы достаточно активно коммуницируете с разными европейскими структурами. Это ваши политтехнологи так посоветовали?
– Во-первых, буду вам очень благодарна, если познакомите меня с "моими политтехнологами". Если серьезно, то сотрудничество с нашими европейскими партнерами – необходимость, а евроинтеграция – стратегический путь развития Украины. За прошлый год на Харьковщине открылось три новых представительства международных организаций. Первое и основное – это представительство консультативной миссии Европейского Союза, которая отвечает за безопасность и имплементацию реформ на территории Харьковской области. Второй офис – это Европейский банк реконструкции и развития, который является крупнейшим инвестором Украины. И GIZ – немецкая организация, которая также совместно с областью организовывает проекты, направленные на социально-экономическое развитие.
– Кроме красивых вывесок, они приносят хоть какую-то пользу предпринимателям Харьковщины? Тот же офис ЕБРР?
– Прежде всего, это упрощение доступа на западный рынок. ЕБРР, в первую очередь, будет предоставлять консультационные услуги – разъяснять предпринимателю, какие возможности у него есть на рынке. Как он может задействовать новые технологии, чем может выгодно отличаться. И тем самым мотивировать его выходить за пределы Украины. Второе – это правовая помощь. Многим конкурентоспособным предприятиям не хватает юридической компетенции. Минимизировать риски для них – также функция представительства ЕБРР.
– Какую еще практическую пользу дает сотрудничество с европейцами? Им действительно так интересен Харьковский регион?
– Вы не представляете, сколько мифов существует по отношению к области и Украине в целом. Многие раньше считали, что у нас проходят военные действия, что по Харькову ходят вооруженные люди, что по улицам ездят танки. Это сильно било по имиджу всей страны. Мы два года боролись, чтобы изменить этот пугающий образ. Результат – Харьковщину считают безопасной, здесь проходят международные спортивные события, к нам едут европейские делегации, а за ними – инвесторы. Но это – только начало процесса. Сейчас я веду работу в Палате регионов Конгресса местных и региональных властей Совета Европы в статусе вице-президента.
– Насколько известно, вы в Совете Европы наработали на небольшой скандал…
– Ну что вы. Мы же цивилизованные люди. Скандалили как раз враги.
– И кто же наши враги на Западе?
– Те же, кто и на Востоке.
– И из-за чего скандалили россияне?
– Из-за того, что украинцы увели у них победу прямо из-под носа.
– Каким образом?
– Изначально основным претендентом на представительскую должность была россиянка, а Украину не видели в составе Бюро. Но буквально за один день мы провели работу с европейскими коллегами и убедили их поддержать нас. Для украинской делегации победа в этой борьбе была делом принципа. Ведь есть разница, кто формирует в Европе мнение об Украине: украинцы или соседи из РФ.
– Россияне сильно расстроились?
– Было дело.
– Вы за спортивные мероприятия из-за пиара взялись или из любви к спорту?
– В Украине многие недооценивают значение спорта. Для Харьковщины это – возможность презентовать регион и заинтересовать инвестора. При грамотном подходе он открывает целый спектр возможностей. Например, мы добились того, что УЕФА дала "добро" на проведение в Харькове матчей Лиги Европы. А значит, европейцы признают, что и область, и Украина по уровню безопасности, комфорта, сервиса, инфраструктуры и многим другим параметрам соответствует любой другой европейской стране. И тут важно не останавливаться. Поэтому у нас скоро будет международный футбольный матч Лиги Европы. "Шахтер" будет играть с испанской "Сельтой".
В феврале в Харькове состоится матч Кубка Федерации женского тенниса между Украиной и Австралией. В марте будет Лига Чемпионов по гандболу. В июне пройдет матч финала Кубка Украины по футболу на стадионе "Металлист". Также на днях принято решение о проведении в июне чемпионата Европы по боксу. А сейчас вот добиваемся проведения отборочного матча чемпионата мира по футболу Украина–Турция.
– Не много ли, как для презентации одной области? Или регион к олимпийским играм готовится?
– Это не просто презентация Харьковщины и Украины. С развитием спорта развивается инфраструктура, создаются рабочие места, активизируется экономика в целом. Но не нужно также забывать, что спортивные достижения – это имидж страны. И это важно.
– По поводу разногласий. Как вы уживаетесь с мэром Харькова Геннадием Кернесом?
– Как и с любым другим представителем местного самоуправления в регионе. У меня в этом плане очень простой подход. Партийный пиджак не важен, когда речь идет об интересах региона. Я взвешенно отношусь к позиции любого человека, даже если она противоположна. Но есть красная черта, которую нельзя переступать.
Это вопрос безопасности жителей Харьковщины, территориальной целостности Украины, вопрос мира и спокойствия в регионе. Если кто-то позволит перейти эту черту, обратной дороги не будет. Я этого попросту не позволю. Как и не позволю вновь повесить на Харьковщину ярлык опасной территории. Благо, на сегодняшний день ситуация в области стабильна.
– Харьков называют одним из наиболее криминогенных городов Европы… – Кто называет?
– Рейтинг в интернете.
– Ну тогда понятно. Только в этом рейтинге Харьков вначале занимал седьмую позицию, а спустя несколько дней переместился на двадцать шестое место, а потом и вовсе на сороковое. Хуже него, по результатам рейтинга,
– Париж, Рим и Брюссель. Обычный неграмотный информационный вброс.
– И кому это может быть выгодно?
– Вы полагаете, что в РФ успокоились? Я считаю, по количеству обстрелов, которые сегодня ведутся, – отнюдь нет. Попытки дестабилизировать внутреннюю ситуацию также продолжаются.
– Как нам удалось выяснить из источников в правоохранительных органах, было открыто уголовное производство по факту попытки покушения на жизнь главы ОГА. Даже ходит информация, что готовилось покушение прямо во время одной из ваших пресс-конференций. Угроза была реальной?
– Силовики думают, что да. Я же склонна считать, что это больше похоже на попытки нас психологически расшатать.
– Наверное, это сильно влияет на повседневную жизнь. В выходные из дому не страшно выходить?
– Ну почему страшно… я спокойно хожу и езжу по Харькову.
– Сами водите?
– Нередко сама. Особенно на выходных. У меня более 10 лет водительского стажа.
– А когда нужно в Киев в командировку приехать, тоже за рулем или самолет предпочтительней?
– Я практически всегда езжу поездом. "Интерсити". Довольно удобно. Если позволяет график – на скоростном, если нет – то ночным.
– Как-то не сразу верится…
– Можете спросить харьковчан, они меня узнают в поезде, подходят, общаемся.
– Ваша декларация за 2015 год сильно отличается от деклараций депутатов: около 80 квадратов жилой площади и автомобиль "Пежо". Судя по декларации, вы живете достаточно скромно...
– Я живу честно.
– Новая должность принесет что-то новое в декларацию Юлии Светличной за 2016 год?
– Из недвижимости – нет, я не приобретала недвижимость в 2016-м. Остальное – тоже без особых изменений. Огорчу вас и ваших коллег – сенсации не получится.
– После сноса памятника Ленину в Харькове идет дискуссия, что поставить на освободившееся место. И на это "что-то" будут выходить окна вашего кабинета. Как харьковчанка что бы хотели видеть на центральной площади?
– Символ, который будет нести объединяющий характер. А что это будет – решать горожанам. У харьковчан хороший вкус. Они не ошибутся.
РБК
|