Журналисты Центра исследования коррупции и организованной преступности (OCCRP) объяснили, как украинские олигархи выводили деньги из Приватбанка. Свои выводы организация делает, опираясь на аудит компании Kroll.
Экс-глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева назвала это одним из самых громких финансовых скандалов 21 века. Речь идет о возможном выводе 5 500 000 000 долларов США с ПриватБанка - некогда крупнейшего коммерческого банка страны.
В организации схемы подозревают двух олигархов-владельцев группы «Приват» - Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, которых обвиняют в выводе из страны суммы, примерно равна 5% ВВП.
По информации суда, оба в последнее время жили в Швейцарии, хотя Коломойский также живет в Израиле.
«Масштабные скоординированные мошеннические действия акционеров и менеджмента банка нанесли ущерб государству минимум на 5,5 миллиардов долл.», - заявила Гонтарева в марте 2018 года. - Это 33% депозитов частных лиц ... и почти 40% монетарной базы нашей страны».
Приватбанк перешел в собственность государства 18 декабря 2016. На следующий день министр финансов Александр Данилюк и глава НБУ Валерия Гонтарева провели пресс-конференцию. Сейчас Данилюк сотрудничает с Зеленским, однако своего мнения не изменил и считает, что решение о национализации банка было правильным.
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ПОРТАЛ
OCCRP впервые отследили механизм, который позволил Коломойскому и Боголюбову вывести такие большие суммы из Украины: деньги проводили через филиал Приватбанка на Кипре.
Эта схема помогла скрыть, что средства исчезали из-за того, что Национальный банк Украины рассматривал кипрский филиал как и любой другой национальной филиал Приватбанка. То есть чиновники не замечали, что деньги, переведенные на Кипр, покидают Украину.
В то же время кипрские регуляторы или не смогли обнаружить, что различные банковские переводы на общую сумму около 5,5 миллиардов долл. подкреплены фиктивным контрактам, или ничего не сделали, чтобы остановить их.
Схема позволила перекачать миллиарды долларов через кипрские счета Приватбанка, которые принадлежали офшорным компаниям.
Это расследование базируется на аудите, который провела американская компания по корпоративным расследованиям и оценки рисков Kroll. OCCRP получили отчет, который опирается на частные документы Приватбанка и показывает, что корпоративные и личные счета Коломойского и Боголюбова использовались в почти одинаковых целях.
В 2016 году Украина национализировала Приватбанк, переложив на плечи налогоплательщиков предоставления финансовой помощи банка - 5,9 миллиарда долларов. Национализация получила широкую поддержку международного сообщества, включая МВФ, Европейский Союз и США, которые назвали ее «важным этапом в экономических реформах и борьбе с коррупцией».
Коломойский заявил, что хочет, чтобы государство вернуло ему 2 миллиарда долларов США с капитала Приватбанка. А 19 апреля Киевский суд признал незаконность национализации «Привата» приняв решение в пользу олигарха, и создал благоприятные условия для дальнейшей борьбы в судах.
Швейцарский офис Коломойского распространил заявление, в котором олигарх опроверг обвинения НБУ в том, что Приватбанк занимался мошенническим кредитованием.
«Я категорически отрицаю обвинения Национального банка Украины», - сказал Коломойский. Он также добавил, что регулятор имел полный доступ для мониторинга деятельности банка. Олигарх утверждает, что национализация его бизнеса - это захват активов. Боголюбов отказался от комментариев.
Полученная OCCRP информация о том, как работала схема, появились именно тогда, когда Коломойский может увеличить свое и без того значительное влияние в Украине через президентские выборы.
В первом туре победил актер Владимир Зеленский - кандидат, которого открыто поддерживает олигарх. Он очень часто появляется на телеканале Коломойского «1+1». Во втором туре Зеленский противостоит действующему президенту Порошенко.
Независимый медиа-анализ, профинансирован Советом Европы, который опубликовали 18 февраля, показал, что канал Коломойского «1+1» в новостях отдает предпочтение Зеленскому.
Накануне первого тура выборов в день тишины 30 марта - который по закону должен быть свободным от проведения любой предвыборной агитации - канал 7,5 часов транслировал программы Зеленского.
Сам кандидат отрицал любые обязательства перед Коломойским. «Он мой деловой партнер, а не начальник», - сказал Зеленский в интервью.
БУХГАЛТЕРСКИЕ МАХИНАЦИИ
Приватбанк начал деятельность на Кипре в конце 1990-х. С тех пор ни один другой украинский кредитор не получил разрешение от Национального банка Украины на открытие зарубежного отделения.
Глава НБУ Яков Смолий заявил, что кипрский офис Приватбанка существенно не отличается от филиалов банка в украинских городах, например, Харькове или Луцке, и поэтому перечисление денег туда не вызвало никаких подозрений у регулятора. Украинские чиновники не делали ничего, чтобы остановить утечку денег из страны.
После того, как средства поступили на Кипр, их перечисляли через систему международных переводов SWIFT различным оффшорным компаниям. Поскольку кипрские регуляторы рассматривали отделения Приватбанка как отдельное юридическое единицу, независимую от материнской украинской компании, они никогда не сообщали о денежных потоках украинской власти.
«Это позволило злоупотреблять, скрывать операции от регуляторов, налоговых и таможенных органов», - сказал Смолий.
С тех пор скандал вокруг Приватбанка заставил украинскую власть национализировать его, прошло два года. Это нанесло значительный удар по и без того трудной экономике страны. По данным МВФ, Украина имеет самый низкий показатель ВВП в Европе и четвертый самый низкий среди 15 бывших советских республик.
Теперь надежды на возвращение денег все меньше. Прежде чем украинская власть взяла Приватбанк под контроль, 5,5 млрд. долл. успели вывести через банки Австрии, Люксембурга и Латвии. Далее след исчезает.
КАК ИСЧЕЗЛИ ДЕНЬГИ
Центральным механизмом схемы стали внутренние кредиты, выданные компаниям, связанным с Коломойским и Боголюбовым. Отчеты показывают, что подставные украинские фирмы занимали деньги в ПриватБанке в Украине, а затем переводили их на счета кипрского филиала.
Кипрскими счетами в свою очередь владели оффшорные компании, многие из которых зарегистрированы на Британских Виргинских островах (BVI). Информация о владельцах этих компаний скрытая, но в отчете Kroll отмечается, что ими фактически управляли из штаб-квартиры Приватбанка в Днепре.
Так «банк в банке» организовал своеобразную финансовую пирамиду. Кредиты предоставлялись подставным украинским и оффшорным компаниям, которые использовали средства для оплаты фиктивных контрактов с другими компаниями. Затем эти компании использовали для погашения кредитов, полученных от Приватбанка.
Таким образом, деньги продолжали вращаться через банк, создавая впечатление, будто кредиты возвращаются. На самом деле компания несла существенные финансовые риски.
Во время суда в Лондоне финансовые эксперты заявили, что схема платежей была настолько сложной, что, вероятно, ее создал компьютерный алгоритм.
Между тем миллиарды долларов из Украины проходили через счета оффшорных компаний в кипрском отделении Приватбанка. Суммы были огромными. За восемь лет до национализации «Привата» через три компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, прошло около 3,5 миллиардов долл.
Еще более 11 000 000 000 прошли через компанию, зарегистрированную в Федерации Сент-Китс и Невис, и 6,5 млрд. долл. - через фирму в Великобритании.
Согласно показаниям адвокатов национализированного Приватбанка, во время суда в Лондоне, эта деятельность имела все признаки отмывания денег.
Средства также циркулировали между личными счетами Коломойского и Боголюбова и счетами предприятий, которыми они руководили. Это свидетельствует, что между корпорациями олигархов и их собственными финансами не существовало четких границ.
Например, с 2013-го по 2016 год зарегистрированная на BVI фирма перечислила около 40 000 000 долл. в счет Боголюбова на Кипре. Он переслал 83 миллиона обратно на счет этой фирмы. И так повторялось снова и снова.
В то же время другая компания с Британских Виргинских островов выплатила 360 млн долл. на счет Коломойского, а еще две фирмы перечислили ему вообще 283 миллиона долл. А потом Коломойский вернул почти все средства этим компаниям.
Эти соглашения не имеют смысла для юридически действующего бизнеса.
Екатерина Рожкова, первый заместитель главы НБУ, прямо называет кипрский филиал «исключительно проектом для отмывания денег».
ПЕРВЫЕ ПОДОЗРЕНИЯ
Центральный банк Кипра прокомментировал OCCRP, что было две проверки кипрского отделения Приватбанка в 2015 году. Финучреждение заставили сообщить властям Кипра, Украины и других стран, что деньги поступают из Украины.
За несколько недель до того как украинская власть национализировала Приватбанк, 31 октября 2016, кипрский регулятор наложил на банк штраф – 1 500 000 евро.
По словам высокопоставленного чиновника кипрского Центрального банка, в декабре 2016 года регулятор наложил ограничения на лицензию местного отделения Приватбанка, запретив проводить денежные операции. Отделение должны закрыть, как только будут решены юридические вопросы.
«Во время инспекции мы искали операции, проводимые между разными компаниями, - сказал бывший старший чиновник Центрального банка Кипра на условиях анонимности. - Тогда мы и заметили сложные схемы, которые позволили средствам, переведенным из одной компании в другую, потом исчезать».
Чиновник рассказал, что после того, как деньги шли из Кипра, они попадали в различные компании, как позже оказалось, связанных с Коломойским и Боголюбовым.
В отделе кипрской финансовой разведки MOKAS сообщили, что знали об обвинениях против акционеров ПриватБанка, но отказались от комментариев.
Между тем практически накануне национализации Приватбанка в декабре 2016 года, миллиарды долларов, которые находились в его кипрском филиале, были переведены в другие европейские юрисдикции, не достижимые для украинской власти.
В 2014-2015 годах Коломойский лично передал со своего счета на Кипре не менее 40 млн долл. на личные счета в швейцарских банках. Эта сумма незначительна по сравнению с миллиардами долларов, выведенными из корпоративных счетов в банки в Люксембурге и Австрии.
В 2015 году один из оффшоров перевел около 2 млрд. долл. на счет в банке Люксембурга. Другой оффшор также переводил миллиарды долларов на счета двух небольших банков в Австрии и Люксембурге, которые ранее обслуживали торговлю между Западом и советским блоком.
В апреле 2016 тогдашняя глава НБУ Гонтарева запретила украинским банкам иметь корреспондентские счета в этих финучреждениях и разослала всем письма с предупреждением о причастности австрийского и люксембургского банков до «рискованных финансовых операций».
«Проблема оттока капитала из этих печально известных транзитных банков была полностью ликвидирована», - сказала Гонтарева. Но сделали это слишком поздно для того, чтобы украинская власть вернула миллиарды, которые уже вышли из страны.
Оба банка отказались комментировать свое сотрудничество с ПриватБанком.
СОМНИТЕЛЬНЫЙ ЛАТВИЙСКИЙ БАНК
Другой маршрут, через который украинские деньги переводили с Кипра, привел в Латвию.
Большинство владельцев крупных счетов ПриватБанка на Кипре имели также счета в его латвийском отделении. Даже сам Боголюбов имел личный счет в ПриватБанке Латвии.
Эта дочерняя компания также имеет историю отмывания денег. В 2015 году молдавские регуляторы назвали это отделение одним из двух латвийских кредиторов, участвовавших в отмывании более 1 миллиарда долларов. Эти деньги похитили в трех молдавских банках, включая государственный, через мошеннические кредиты. Средства так и не вернули.
Приватбанк Латвия также был одним из крупнейших получателей средств от российского «ландромата» - огромной сети оффшоров, обнаруженной OCCRP в 2014 году. Эта схема позволила вывести из России огромные суммы, отмыть и передать в Европу.
Журналисты установили, что ПриватБанк в Латвии за четыре года отмыл 2 млрд. долл. из России.
Кроме того, аудит Kroll обнаружил, что ПриватБанк в Латвии получил миллионы долларов, которые выделил Украине МВФ.
В мае 2014 МВФ выплатил Украине первую часть финансовой помощи – 17 млрд. долл. Деньги предназначались для стабилизации экономики страны после аннексии Крыма Россией.
Нацбанк предоставил Приватбанка около 220 000 000 долларов для стабилизации. Но «Приват» переслал большинство денег на Кипр, где они стали частью кредитной схемы. И не менее 130 000 000 долларов немедленно перевели из Кипра на счета ПриватБанка в Латвии, сообщает Kroll.
В марте 2016 года, менее чем за 9 месяцев до национализации, ПриватБанк уменьшил свою долю в ПриватБанке Латвии до 46,5%, то есть фактически «Приват» не является владельцем латвийского филиала.
Это сделали для того, чтобы усложнить отслеживание выведенных средств. Ведь после национализации ни Приватбанк, ни украинский государственный регулятор не смогли бы получить доступ к бывшей дочерней компании. Сейчас Коломойский и Боголюбов сохраняют по крайней мере блокирующий пакет акций в Приватбанке Латвии.
В августе итальянские власти закрыли местный, итальянский, филиал Приватбанка Латвии, через «серьезные нарушения по отмыванию денег с риском повторения». Итальянская финансовая разведка обнаружила 110 млн евро, которые отмыли через крошечное отделение, уютно обустроено под стенами Ватикана в Риме.
Закрытие произошло всего через несколько месяцев после того, как Приватбанк Латвия похвастался в своем годовом отчете за 2015 год, что количество депозитов в римском отделении выросла на 82%. Приватбанк Латвии также заявил, что его римский филиал отмыл всего 23 миллиона евро, а не 110, как говорили итальянские чиновники.
Бывший руководитель итальянского отделения Приватбанка Латвии Олег Чернышев заявил, что не имеет права отвечать на вопросы о деятельности банка.
В последний рабочий день накануне национализации 18 декабря 2016, Приватбанк потерял еще 450 миллионов долларов через схему с Приватбанком Латвии. Этот эпизод сейчас расследуют правоохранители в Украине.
Приватбанк положил деньги на корреспондентские счета в Латвии в качестве залога по аккредитивам, выданным ПриватБанком Латвии международным трейдерам. А уже 16 декабря 2016 Приватбанк поручил филиалу в Латвии списать залог, фактически оставив средства на депозитном счете в латвийском банке.
Приватбанк Латвии не ответил на запросы журналистов по электронной почте, мобильному телефону и WhatsApp.
Оригинал публикации: Oligarchs Weaponized Cyprus Branch of Ukraine's Largest Bank to Send $ 5.5 Billion Abroad
Над материалом работали Грехем СТЕК, Стелиос ОРФАНИДЕС и Карина ШЕДРОФСКИ, OCCRP
|