Практического смысла в растаможке авто старше восьми лет нет. Начало 90-х, как известно, ознаменовалось бумом импорта подержанных иномарок из Западной Европы. За 500-1,5 тыс. долларов вполне реально было приобрести на авторынке, к примеру, Германии, 10-15-летний Opel, VW или BMW и, пригнав его в Украину, «наварить» на продаже от 1,5 до 3 тыс. долл. К сожалению, лавочку быстро закрыли.
Защищая национальный автопром («Таврии» и «Дэу» никто не хотел покупать) правительство в 1998-м году запретило ввоз автомобилей старше восьми лет, а новые иномарки обложили пошлиной в 15-25%. В итоге Украина стала страной-лидером в Восточной Европе по дороговизне машин. И даже вступление страны в ВТО (с 2008 года) не изменило ситуации: ввоз авто старше восьми лет позволили, но обложили акцизом, в разы превышает цену машины. То есть практического смысла в растаможивании таких авто нет. Но, в законодательстве есть щели, которые украинцы используют для того, чтобы ездить на нерастаможенных авто. Мы узнали подробности этой схемы.
РАЗВОД ТАМОЖНИ И ГАИ
Доверенности перестали быть обязательными год назад. Казалось бы, страна уже должна была быть заполненной временно ввезенными авто, но на практике такие машины встречаются очень редко. Почему же лазейка не пользуется спросом?
Знакомый перегонщик на правах анонимности пояснил, что попытки использования нерастаможенных авто в прошлом году предпринимались, однако сотрудники Госавтоинспекции после остановки авто с иностранными номерами с украинцем за рулем, такие машины отбирали и доставляли на штрафплощадку. Приходилось откупаться – платить около 100 долл.
Важный нюанс – поводом для задержания авто всегда является нарушение таможенных правил, но сотрудники ГАИ во всех случаях везли машины в ближайшее подразделение таможни. А уже там инспектор Гостаможслужбы составил на водителя протокол. А автомобиль задерживался в суд, правда, после суда тоже – во всех известных нашему собеседнику случаях суд принимал решение о конфискации автомобиля (за контрабанду).
Адвокат Вадим Володарский считает такие действия сотрудников Госавтоинспекции незаконными. «Закон «О милиции» не содержит положений, которые бы уполномочивали милицию следить за соблюдением таможенных правил. Более того, нарушение этих правил не является причиной для остановки транспортного средства инспектором ГАИ. А значит, он не может задерживать ни лиц, ни их имущество и куда бы то ни было его доставлять. Такие действия легко оспорить», – считает эксперт. Сам же инспектор ГАИ протоколов за такого рода нарушения, по его словам, составлять не имеет права. То есть ключи от авто можно не отдавать, самостоятельно на штрафплощадку или в таможню можно не ехать. Фактически, водителей, откупались от гаишников, в этом случае просто «развели».
ПОСТАВЬТЕ АВТО НА УЧЕТ ЗА 2 МЕСЯЦА
Описанная схема езды на нерастаможенных автомобили удобная, прежде всего, жителям приграничных областей, например, Закарпатской, Львовской, Волынской – договориться с иностранцем, живущим в соседнем селе по ту сторону границы, и раз в год приглашать его в гости, чтобы он выезжал на машине и затем ввозил его в Украину назад, никаких сложностей нет. Однако, чтобы не возникало проблем, нужно учесть, что такие автомобили в обязательном порядке в течении 2 месяцев после ввоза нужно зарегистрировать в ГАИ (согласно ч. 5 ст. 11 ЗУ «О порядке ввоза в Украину, таможенного оформления и налогового обложения личных вещей, товаров и траспортных средств»). Если этого не сделать, у ГАИ будет повод задержать автомобиль и доставить его на штрафплощадку. Но если машина зарегистрирована, никаких проблем, пока не прошло 12 месяцев, возникать не должно. Машину можно купить в Германии (там лучшие цены и выбор в ЕС), зарегистрировать на словака или поляка, который в этом авто заедет, а назад отправится автобусом.
Прозвон по объявлениям показал, что небогатые братья-славяне с радостью предоставляют такую услугу за 100-200 евро (особенно легко договориться с поляками). Но вот что делать, если иностранец один раз ввоз авто, отправился к себе на родину и больше не выходит на связь?
Вадим Володарский объясняет, что этот случай можно попросить у иностранца оформить на себя доверенность – закон не запрещает представлять интересы иностранца на таможне, в том числе и по вопросам оформления товаров (в данном случае автомобиля). «Правовых оснований для отказа в декларировании транспортного средства, так же как и, при необходимости, в других действиях с ним, не будет», – считает юрист.
КАК ПРОДАТЬ НЕРАСТАМОЖЕННОЕ АВТО
Во всей описанной схеме ухода от налогов это, пожалуй, самый узкий момент. Дело в том, что владельцем авто является иностранец, соответственно, продавать его имеет право только он – сразу смиритесь с тем, что нужно выезжать для отчуждения за границу и производить процедуру растаможки (имеет смысл, если машина моложе 8 лет) для продажи на украинском рынке . Чисто теоретически авто можно попробовать продать и на одном из авторынков Польши, но машины после пробега по Украине мало кому интересны.
Согласно ст. 11 ЗУ «О порядке ввоза в Украину, таможенного оформления и налогового обложения личных вещей, товаров и транспортных средств ...», на территорию Украины разрешен временный ввоз автомобилей, но только нерезидентам страны для личных нужд и на срок до одного года. Вроде бы все понятно и однозначно: водитель-иностранец показывает на границе техпаспорт, в котором указано, что машина зарегистрирована, например, в Польше, подписывает обязательство в течение года вывезти авто из страны, а также знакомится с содержанием вышеупомянутой статьи, где прописан запрет передавать авто во владение или пользование другим лицам.
Однако адвокат Вадим Володарский, специализирующийся на защите прав автомобилистов, указывает на то, что в данный момент закон не запрещает иностранцу передавать управление своим авто водителю – украинцу – с юридической точки зрения понятие «управление авто» и «использование авто» разные. В предыдущие годы коллизии не возникало – чтобы получить право на управление машиной, водитель должен был взять у владельца-иностранца доверенность – своего рода «договор займа», что дает право на пользование авто. Но согласно упомянутому выше закону, иностранец ее выдать не мог.
Все изменилось в прошлом году с отменой доверенностей. «Теперь никаких документов о передаче управления не требуется. Владелец дал другому водителю ключи и техпаспорт – и тот может законно ездить. Никакого «договора займа» не существует, – считает эксперт, – все законно».
ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ
Несмотря на то, что для управления нерастаможенным автомобилем с юридической точки зрения препятствий нет, приведенный ниже пример из Единого реестра судебных решений, показывает, что любой водитель с точки зрения закона хоть 100 раз прав, все равно нет никакой гарантии, что машину не отберут.
В ноябре 2011-го гражданин Литвы Б. попросил своего коллегу С. (тоже литовца), который выезжал из Вильнюса, приехать в Киев на автомобиле, принадлежащем Б. Тот так и сделал – приехал в Украину, оформил временный ввоз и передал машину законному владельцу. Но ездить по нашим дорогам у литовца получилось недолго – патруль ГАИ задержал авто и отправил на штрафплощадку. Основанием стало то, что машиной управлял не человек, ввезший ее в Украину, а владелец. Якобы литовец должен был получить на это разрешение таможенных органов. Сложно понять, какое отношение госавтоинспекция имеет к таможне, но факт остается фактом – задержание провели именно инспектора ГАИ, которые и передали машину таможенникам. Каким образом им удалось выяснить, кто ввозил автомобиль – загадка. Таможенники в свою очередь составили протокол о нарушении таможенных правил, предусмотренных ст. 336 Таможенного кодекса, техпаспорт изъяли, а авто поставили на штрафплощадку. Надежда на суд также не оправдалась – автомобиль конфисковали. Суд апелляционной инстанции только заменил конфискацию на большой штраф.
Автодрайвинг
|