На фоне снижающегося потребления нефтепродуктов из-за их дороговизны (по данным консалтинговой группы "А-95", с начала года бензин А-95 подорожал с 16,96 до 19,77 грн./литр, или почти на 3 грн./литр, цены в стране выросли на 40%, а реальные зарплаты снизились почти на 16%) все больше водителей, которые не переоборудовали свои автомобили на сжиженный газ, начинают искать, где бы заправиться подешевле. Не особо задумываясь, а что они, собственно, льют в бензобак. А, как известно, спрос рождает предложение.
Директор "А-95" Сергей Куюн утверждает, что до 15% рынка сегодня – фальсификат, пишет газета "Сегодня".
"По официальным данным Госстатистики, за 1 полугодие 2015 года Украина потребила без малого 1,124 млн тонн бензина. Свое производство составило 305 тыс. тонн, очевидно, что остальные 819 тыс. тонн – импорт. Но через таможню прошло всего 705 тыс. тонн. Откуда взялись 114 тыс. тонн, или почти 10% рынка?", – задает вопрос эксперт.
И сам отвечает на него: этот якобы бензин был произведен в Украине на легальных и нелегальных предприятиях путем смешения компонентов моторного топлива. О том, что его завозят на конкретные нефтебазы, причем в больших количествах, говорит статистика ж/д перевозок, а также то, что некоторые даже брендовые сети АЗС продают "А-95" и даже "А-95 Евро", но при этом официально не импортировали его ни литра. Кроме того, по мнению С.Куюна, статистика не учитывает еще и продажу поддельного бензина мимо кассы. Смысл в этом появился с января 2015 года, когда был введен 5% сбор с розничных продаж подакцизных товаров.
При нынешних ценах на топливо это означает, что каждый проданный мимо кассы литр приносит 1 грн., это от трети до половины всей прибыли АЗС, поэтому смысл левачить есть.
"Размер теневого рынка бензина в первом полугодии можно оценить минимум в 275 тыс. тонн, а за весь год на рынке будет около 550 тыс. тонн нелегальных нефтепродуктов, которые унесут из госбюджета до 8 млрд грн.", – подсчитал С.Куюн.
|