Бывший генеральный прокурор Украины Руслан Рябошапка дал свое понимание нашумевшего фильма «Год президента Владимира Зеленского» о достижениях действующего главы государства.
«Президент Зеленский через кино наконец объяснил мне причины моего увольнения с должности генерального прокурора - «низкие результаты», – написал он в своем блоге на «УП». Далее жаем текст без правок и купюр.
…Под «низкими результатами» президент, видимо, имеет в виду количество «посадок», ведь таким в воображении Зеленского есть критерий успешности работы уголовной юстиции.
Однако президент прекрасно знает, что за «посадки» ответственны не только прокуроры – дела расследует ряд органов, среди которых ГБР, Национальная полиция, СБУ, НАБУ, а окончательную точку ставит суд.
Поэтому президент неискренен, когда, ставя в вину генеральному прокурору количество «посадок», не имеет претензий к своему давнему другу, который возглавляет СБУ, министру, ответственного за работу Нацполиции называет «самым успешным», а и.о. директора ГБР отправляет на повышение, назначая генпрокурором.
Президент неискренен, когда, щеголяя начатой нашей командой реформой прокуратуры перед иностранными участниками форума в Давосе, называет это «низкими результатами» в кино для украинцев.
Именно реформа органов прокуратуры, которую мы начали, значительно важнее «посадок». По той простой причине, что без такой реформы посадки будут не восстановлением справедливости, а опасным популизмом. И именно для этого – чтобы менять систему и правила игры – мы шли во власть год назад.
Реформа прокуратуры является единственной за 28 лет независимости страны настоящей очисткой этого госоргана, во время которой только из Генеральной прокуратуры уволено более 50% некомпетентных и нечестных прокуроров.
Кроме очистки и сокращения одной из крупнейших в Европе армии прокуроров, мы внедряли в прокуратуре лучшие мировые образцы работы прокуроров, которые гарантировали им независимость, объективность и справедливость при отборе прокуроров, оценке их работы и тому подобное.
И, собственно, реформа прокуратуры и стала одной из главных причин увольнения нашей команды. Ведь мы вычищали олигархов в прокурорских погонах, прокуроров-«посаженцев», которые отрабатывали купленную или пролоббированную им должность, прокуроров-«решал», которые вновь появились в коридорах Офиса генерального прокурора после назначения нового генерального прокурора.
Зато те прокуроры, которые остались, почувствовали возможность работать независимо, руководствуясь законом, а не указаниями политиков или олигархов.
Впервые за много лет ни одна из должностей в Офисе генерального прокурора или должностей руководителей областных прокуратур ни была «продана». Несмотря на десятки «просьб» народных депутатов, которые потом собирали подписи за мое увольнение.
Новая, независимая прокуратура является залогом изменений всей системы уголовной юстиции, обеспечение эффективного раскрытия преступлений и привлечения к ответственности виновных, то есть «посадок».
Однако независимая прокуратура и независимое руководство Офиса генерального прокурора оказались ненужными ни президенту, ни его окружению, ни тем, кто получал выгоду от прокуратуры.
И уже сегодня мы видим этому подтверждение: новый генеральный прокурор вместо того, чтобы расследовать обвинения в коррупции ближайшего окружения президента, преследует того, кто эти факты сделал публичными в интересах общества.
Новый генеральный прокурор ищет пути не завершить расследование олигарха, который вывел миллиарды гривен из банка, а передать производство по НАБУ, которое не подконтрольно президенту, в СБУ, которая им контролируется.
При этом департамент Офиса генерального прокурора, который за несколько месяцев привлек к ответственности бывших владельцев более десятка банков за хищение средств, в первые дни нового руководства прокуратуры был ликвидирован.
Видимо, «посадки» бывших банкиров и возвращение украденных ими миллиардов больше не в приоритете у президента и его прокурорши?
В конце концов новое руководство прокуратуры хаотично ищет возможности вернуть на работу прокурорских олигархов, «посаженцев» и «решал», уволенных по результатам аттестации, публично проявляя готовность проиграть ими все судебные процессы.
Спикеры партии Зеленского в парламенте отмечали, что отказ подписывать уведомление о подозрении пятому президенту Украины стал «последней каплей», переполнившей чашу терпения.
Действительно, кому хотелось быстро расправиться с политическими оппонентами, удовлетворив пожелания электората. Конечно, на время это бы придало рейтинговых баллов. Однако очевидно, что такие заявления являются признанием в политических мотивах преследования Петра Порошенко.
Я как генеральный прокурор не мог брать на себя ответственность за такие решения, основанные на политических мотивах, а не на законе. И новый генеральный прокурор не рискнула подписать уведомление о подозрении, подготовленную под ее руководством в ГБР.
ТЕПЕРЬ О «ПОСАДКАХ»
Как уже отмечалось, только суд может осудить за совершение преступления. Мы для этого сделали гораздо больше, чем это происходило до прихода нашей команды в прокуратуру. НАБУ и САП начали работать слаженно, что позволило привлечь к ответственности тех, кто считался неприкосновенным при прошлой власти.
Производство, в которых фигурировали имена Дубневича, Гладковского, Альперина, Микитася, Пашинского, Бахматюка, Жеваго, многих других чиновников уровня заместителей министров, руководителей областного уровня, директоров государственных предприятий, стали возможными благодаря нашим усилиям и сотрудничества Офиса генерального прокурора с антикоррупционными органами.
Еще одно важнейшее для Украины производство может быть быстро завершено, как только друг президента, глава СБУ, разблокирует проведение ключевой экспертизы в одном из производств НАБУ по «Приватбанку».
Уже несколько месяцев заблокированная руководством СБУ экспертиза спасает организаторов миллиардной схемы от сообщения о подозрении. Напомню, что по закону сообщить о подозрении без установления экспертизой ущерба НАБУ/САП не имеют права.
Десятки производств, связанных с резонансными делами, к которым могли быть причастны бывшие чиновники, мы собирали по всей стране, снова объединяли их, восстанавливали, фактически начинали заново.
Так, стало возможным привлечь к ответственности подозреваемых, в том числе по делам о банке Михайловский и VAB банка, заново начато расследование по хищению «нефтепродуктов Курченко».
В октябре 2019-го года решением суда апелляционной инстанции Латвийской Республики признаны преступными средства в сумме более 30 млн долл. США и 1 300 000 швейцарских франков на счетах, аффилированных с бывшим народным депутатом Украины, и принято решение об их конфискации.
Это производство тоже было закрыто нашими предшественниками, а решение латвийского суда стало возможным только после нашего неотложного вмешательства.
Нам удалось спасти одно из знаковых производств – о покушении на Екатерину Гандзюк. Расследуя это производство, мы обнаружили десятки других эпизодов преступной деятельности в Херсонской области.
Мы могли довести дело до суда достаточно быстро, однако теперь результат этого производства под угрозой, ведь новый прокурор уволил тех лиц, кто мог завершить расследование.
Кроме этого, были еще возвращены государству сотни объектов недвижимости, тысячи гектаров земли, в том числе у морского побережья, многочисленные дела по пытки правоохранителями наших граждан, специальные операции по пресечению нарушений в сфере игорного бизнеса, сфере использования лесных ресурсов и тому подобное.
Но об этом президент сказал. Ведь когда необходимо спасать свой рейтинг, то можно сменить генерального прокурора. А затем сменить его еще раз.
Однако если говорить только о «посадках», а не об изменении системы, то финальный результат будет всегда одинаковый – полный провал, как это было у предшественников...
В качестве вывода Рябошапка отмечает, что за отсутствие результатов работы президента народ может пойти по аналогичному принципу. «Поэтому может случиться так, что в следующий раз народ захочет сменить президента, упрекая его за его же слова: «нет результата - освободи место. Думай-те, господин президент, все в ваших руках», – резюмировал он.
|