Реформа судебной ветви власти медленными темпами движется. За год вступили в силу такие законы «Об обеспечении права на справедливый суд», «Об очищении судебной власти», внесены изменения в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей». В рамках данных нормативных актов Высшая квалификационная комиссия судей Украины получила широкие полномочия в оценивании судей и создании на них специального досье.
Еще 24 апреля ВККСУ направила наработанный проект Положения о судейском досье свое видение выполнения данных законов на утверждение Совета судей Украины. Тем не менее, реакция этого органа до сих пор неизвестна. По мнению Комиссии, реформа должна начаться с судей, которые с мая месяца подали заявление об избрании их бессрочно. Судей Верховного Суда и высших специализированных судов оценивание коснется в ближайшие полгода. Судьи апелляционных судов должны пройти аттестацию до середины 2017-го года, а для служителей Фемиды первой инстанции такие сроки установит ВККСУ.
Таким образом, обывателю стоит надеяться на то, что в ближайшие несколько лет судебная ветвь власти станет более справедливой и менее заангажированной. Или же это опять будет очередной попыткой высших менеджеров государства «подмять» под себя?
Законом Украины «Об очищении судебной власти» предусмотрено 4 критерия квалификационного оценивания:
– профессиональная компетентность (знание права, способность проводить судебные заседания и принимать решения);
– личная компетентность (способность выполнять объем работы, самоорганизованность);
– социальная компетентность (уравновешенность, стрессоустойчивость, коммуникабельность);
– способность повышать свой профессиональный уровень и осуществлять правосудия в суде соответствующего уровня.
По мнению судьи Львовского Окружного административного суду Владимира Кравчука критерии оценивания судей имеют ряд недостатков. «Исходя из того, что только эти критерии названы в Законе и одновременно отсутствует традиционный для неисчерпаемого перечня приложение «и т.д.», можно предположить, что другие критерии выходят за пределы «законного» квалификационного оценивания. То есть ВККС не имеет оснований оценивать другие черты судьи и результаты его деятельности», – высказывает он свою позицию в статье «Какие риски включают методы и критерии квалификационного оценивания судей?».
По мнению Кравчука, «указанные критерии являются частью правовой нормы, а потому требуют четкого и однозначного понимания». «С тех пор, как «самоорганизованность» и «уравновешенность» записали в закон, эти понятия стали правовыми, хотя их содержание и дальше будет определяться не правовым, а общеупотребительным значением», – отмечает он.
Глава Министерства юстиции Павел Петренко убежден, что судьи будут всеми способами пытаться избежать попадания под люстрацию. «То, как судебная система сопротивляется любым реформам и любому очищению – это является антипримером любому государственному органу», – сказал он.
В свою очередь глава ВККСУ Сергей Козьяков заявил, что с целью более эффективной работы методы оценивания судей они пытаются перенять опыт европейских и западных стран. Это и Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия – прим.Ред.), и Национальный судейский институт Канады, и др.
То как будет проведена судебная реформа пока можно только гадать. А пока сказать можно только одно: многим судьям ноу-хау по очистке корпуса Фемиды в любом его проявлении крайне не понравиться и они сделают все возможное для того, чтобы избежать попадания под чистки.
Стоит отметить, что данное оценивание судей существовало до лета 2010-го года.
Лилия ВАЙНЕР
|