На этой сессионной неделе, которая состояла из одного рабочего дня, парламентарии заложили основу для очередной «псевдореформы». Накануне, 18 сентября, Верховная рада приняла законопроект, призванный усовершенствовать деятельность прокуроров.
Закон, вроде, урезает функции правоохранителей и защищает бизнес от необоснованных проверок. Однако на деле документ лишь незначительно ограничивает власть прокуратуры, и не придает ее действиям «прозрачности».
Взяться за реформирование органов парламентариев заставила «закостенелость» отечественного законодательства. Уже не первый год международные правовые институты призывают украинских чиновников реформировать правоохранительные органы.
Для этих целей в 2011 году Совет Европы даже выделил Украине 22 миллиона евро. Средства были предоставлены под согласованный обеими сторонами план масштабных реформ в судопроизводстве.
Вот и пытаются сегодня представители власти убедить Европу, что деньги пошли в нужное русло. В Совете Европы уже давно настаивают на отмене функций Генпрокуратуры. Орган уже давно не выполняет своих прямых обязанностей в судебных процессах, говорят эксперты.
«Зачастую функция прокуратуры сводится к формальной присутствия в суде помощника прокурора, который нередко имеет общие представления о предмете судебного разбирательства», – отмечает адвокат и руководитель харьковского офиса юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Алексей Христофоров.
К тому же у Генпрокуратуры сомнительная репутация – она часто фигурирует в скандалах, связанных с захватом бизнеса и давлением на предпринимателей. Впрочем, авторы «свежеиспеченного» закона по совершенствованию деятельности прокуратуры уверяют, что их творение изменит ситуацию.
«Новый закон о прокуратуре ограничивает ее полномочия по проверкам предприятий», – отмечает один из разработчиков закона, депутат Партии регионов Владимир Олийнык.
Документом внесены соответствующие изменения в 18 законодательных актов Украины, регулирующих статус Генпрокуратуры и функции ее органов.
В частности, закон запрещает проводить проверки на основании заявлений и обращений физических и юридических лиц, пока их предварительно не рассмотрит профильный контрольный орган.
Условно говоря, если кто–то пожалуется в прокуратуру на то, что предприятие не платит налоги, то такая жалоба может послужить основанием для прокурорской проверки только после ревизии профильного налогового органа. Впрочем, на обращение госорганов и депутатов это правило не распространяется.
По новым правилам проверку прокуратура сможет начать только после письменного уведомления о ее проведении с обязательным указанием оснований.
Кроме этого, прокурору запрещается без назначения проверки осуществлять полномочия в рамках надзора за соблюдением и применением законов.
Закон отменяет и такие виды актов прокурорского реагирования, как протест и предписание. Теперь прокуроры смогут реагировать на выявленные правонарушения сугубо через представление.
Сами авторы объясняют это тем, что подобные акты должны быть своеобразной рекомендации по устранению нарушений, а любые негативные последствия должны наступать только после решения суда.
Это, уверяют они, защитит бизнесменов от необоснованного блокирования коммерческой деятельности. Представление же ничем серьезным потенциальному нарушителю не грозит – ни приостановлением нормативно–правовых актов, ни приостановлением деятельности предприятия.
Среди других новелл документа разработчики также отмечают отмену военных прокуратур. Впрочем, все эти новации вряд ли смогут защитить бизнес от нездорового интереса к их делам со стороны прокуроров, признают в парламенте.
Об этом, в частности, прямым текстом говорится в заключении научно–экспертного управления Верховной Рады: «Законопроектом не решается проблема чрезмерного вмешательства органов в деятельность субъектов хозяйствования». Юристы это подтверждают.
«Закон по–прежнему предусматривает осуществление прокуратурой надзора за соблюдением законов в стране. Это означает, что прокурор оставляет за собой право осуществления прокурорских проверок, беспрепятственного доступа на территорию предприятий и организаций», – отмечает адвокат и руководитель судебной практики в Украине юридической фирмы Аstapov Lawyers Олег Громовой.
Основания проведения проверки прокурором прямо предусмотренные статьей 21 нового закона. Проверка проводится «по письменному заявлению органов власти, депутатов всех уровней, физических и юридических лиц, а также по собственной инициативе прокурора».
Таким образом, закон предусматривает более широкий перечень оснований для проверки прокуратурой предприятий и организаций, отмечает юрист.
Положительных изменений немного. Одним из таких Громовой называет ограничения прокурорских проверок по заявлениям граждан и юридических лиц. По его словам, это позволит избежать недобросовестной конкуренции.
Конечно, при таких обстоятельствах, Генпрокурор Виктор Пшонка не выступает против такого «ограничения» полномочий прокуратуры и реформирования органа. Об этом он заявил накануне принятия закона.
«Если сегодня есть объективная необходимость в корректировке полномочий прокурора в сфере надзора за соблюдением и применением законов и представительства граждан и государства в суде, то мы будем это делать», – отметил во время совещания с участием прокуроров областного уровня.
Среди «плюсов» партнер адвокатского объединения «Хасин и Дроздовский» Любомир Дроздовский также называет появление более «цивилизованной» формы актов прокурорского реагирования. Хотя отдельные политические силы с этим не согласны. По словам Дроздовского, «цель этого закона – не имея политической воли реформировать прокуратуру, отчитаться перед Западом и обществом о молниеносные успіхи «реформаторов» и их «реформ».
В партии «УДАР», например, считают, что лишение прокуратуры права выносить протесты развяжет руки субъектам власти и должностным лицам. «Прокуратуру лишают действенной формы реагирования на незаконные решения органов государственной власти и местного самоуправления. Именно благодаря прокурорскому протеста удалось оставить в государственной и коммунальной власти тысячи гектаров земли и остановить незаконные строительства в парках и на детских площадках», – говорится в заявлении.
Дмитрий Денков, издание «Реальная экономика»
|