По оценкам НБУ, по итогам 2014 совокупный дефицит госфинансов составлял 13,5% ВВП, или 200,7миллиарда грн. На эту же сумму правительство осуществило чистые заимы. Они включают не только «официальный» дефицит госбюджета (72.0 млрд. грн., или 4.7% ВВП), но и капитализацию «Нафтогаза», поддержку банков и ФГВФЛ за счет выпуска ОВГЗ (26.7 млрд. Грн.) и др.
Объем же государственного и гарантированного государством долга в прошлом году увеличился на 88,2% и достиг 1,1 триллиона грн., или 71,5% ВВП. Безусловно, для такого статус-кво существуют объективные предпосылки: война, начатая Путиным против Украины, оккупация Крыма и части Донбасса, глубокая девальвация, падение экономики, необходимость резкого увеличения бюджетных расходов (в том числе на оборону и обслуживание госдолгов) и т.д. . Однако проблема и в субъективных факторах, которые углубили негативный эффект от перечисленных «объективных».
Ключевые дисбалансы в системе госфинансов, которые, как раковая опухоль, увеличивались при Януковиче, в прошлом году не прекратили своего роста. Правительство их не «вырезал», не решившись на радикальные реформы. И несмотря на нынешние многочисленные декларации, не прослеживается и сейчас достаточно намерений сделать это в ближайшей перспективе. Не изменяет принципиально картину и бравада правительства по поводу того, что они, мол, уже решились на определенное урезание «святая святых» - социальных расходов.
Речь идет о вчерашнем сокращении пенсий работающим пенсионерам на 15%. Да, есть ситуации, когда хороших решений не существует. И все сводится к выбору между плохим и очень плохим. Однако следует помнить, какие именно факторы привели к такому статус-кво.
Безусловно, проблемы накапливались годами и даже десятилетиями. Однако в т.ч. нерешительность правительства в 2014 году привела к тому, что решения, которые придется принимать в 2015 году, будут более болезненными, чем они могли бы быть, если бы принимались в прошлом году. Один-единственный пример. Если бы тарифы на газ и отопление были подняты еще в прошлом году, дефицит «Нафтогаза» мог быть меньшим (он составил около 100 млрд грн).
Соответственно, валютные резервы падали бы не так стремительно (хотя бы потому, что иностранные инвесторы увидели, что Кабмин действительно готов реформировать экономику, а соответственно они и не так активно выводили капитал из Украины). В Нацбанке не пришлось осуществлять необеспеченную эмиссию для финансирования потребностей Кабмина (в прошлом году всего было монетизирован ОВГЗ на 170 млрд грн).
Именно эти факторы (наряду, в частности, со злоупотреблениями Нацбанка при осуществлении рефинансирования банков) в т.ч. привели к нынешней гипердевальвации (гарантий того, что она завершилась, нет) и раскрутки гиперинфляционной спирали (что, однако, не умаляет в т.ч. негативный эффект от войны, которую начал Путин против Украины, - ред.). Что в свою очередь заставит поднять те же тарифы на газ более ощутимо, чем, повторимся, это могло бы быть, если бы этот процесс динамично стартовал в 2014-м.
Сейчас перспективы выглядят таким образом, что и в 2015 году реальный совокупный дефицит госбюджета может достичь 200 млрд грн. Наконец даже во многом более чем уместны требования МВФ принципиально картину не меняют.
|