Департамент внутреннего финансового контроля и аудита КГГА проанализировал внешние займы Киева, взятые в 2003-2011 гг, которые город не может погасить по сей день. Ревизоры пришли к выводу, что городские власти пожадничали: они привлекали новые заимствования, имея на руках множество неоконченных проектов. Причем ряд новых объектов, под которые город в свое время одалживал средства, также не был доведен до конца.
Например, строительство Подольско-Воскресенского мостового перехода в 2004 году оценивали в 5 млрд грн, а в 2012 году — уже в 7 млрд грн. Но реальная сумма финансирования этого строительства с 2003 года составила только 2,2 млрд грн из горбюджета, и 1,3 млрд грн — из государственного. Объект до сих пор не закончен и требует немалого финансирования. С начала 2000-х киевские власти также выделяли кредитные и собственные средства на реконструкцию полигона твердых бытовых отходов № 5, но работы так и не закончили. Деньги на него тратят до сих пор — в 2016 году на этот проект предусмотрено 13 млн грн или 21% его стоимости.
Всего же, по состоянию на начало 2014 года в Киеве насчитывалось 228 незавершенных объектов, на окончание которых требовалось 17,6 млрд грн.
Однако, согласно выводу аудиторов, чиновники КГГА до сих пор не учитывают их при распределении бюджетного финансирования на год. Так что эта «незавершенка» может остаться в таком виде на долгие годы.
Всего с 2003 года Киев получил кредиты на $1,15 млрд, из которых выплатил $600 млн. Объем непогашенного внешнего долга сейчас составляет $550 млн (евробонды 2005 и 2011 годов). В конце 2015 года его приравняли к государственному и отсрочили погашение с 2015-2016 гг. до 2019-2020 гг. По состоянию на 1 сентября 2015 года у столицы также был внутренний долг объемом 2,3 млрд грн. Кредиты гасятся из фонда бюджета развития. По подсчетам аудиторов, без трансфертов из общего фонда бюджета в фонд развития, Киев будет рассчитываться с долгами еще 20 лет.
Тем не менее, столичные власти заявляют о планах привлечения новых займов на развитие столицы. Последний повод влезть в долги — необходимость наладить транспортное сообщение Троещины с Правым берегом и построить четвертую ветку метро. Проект уже оценили в 32 млрд грн.
Новый кредит может стать непосильной ношей для города, а в перспективе и государства. «Даже если сейчас речь о госгарантиях не идет, в будущем, если столица снова не сможет обслуживать долг, придется подключиться государству. Так что займы, которые берут города Украины, косвенно несут угрозу для всего госбюджета», — констатирует глава Украинского кредитно-рейтингового агентства Станислав Дубко.
Столичным властям необходимо создать концепцию долговой политики города. Она должна включать анализ текущей ситуации, определение направлений возможных новых кредитов, а также оценку рисков. «Новые заимствования целесообразно привлекать только для реализации конкретных проектов, которые будут приносить городу доход», — полагает эксперт по вопросам финансовой политики Института общественно-экономических исследований Антонина Дешко. Но даже если это будет сделано, киевские чиновники все равно могут не найти желающих кредитовать столицу. «Возможности заимствований на открытых внешних рынках для Украины на данный момент маловероятны. Рассчитывать можно только на деньги от международных финансовых организаций, но они с большим желанием сотрудничают непосредственно с правительством, а не городскими властями» — отмечает Антонина Дешко.
Деловая столица
|