Освобождение Надежды Савченко принесло президенту Петру Порошенко заслуженные плоды его дипломатических усилий. Говорю это без тени иронии. Но вопросы, которые были до него, остались и после памятного 25 мая 2016. Один из таких вопросов - развитие чиновничьих структур на государственных институтов исключительно под себя. Глава государства уже имеет «своего» премьера, «своего» генпрокурора, «своего» главу Нацбанка, «своего» главы Нацбюро по расследованию. Аппарат Конституционного Суда традиционно демонстрирует лояльность к президенту Украины, какую бы фамилию он не носил - здесь ничего и не менять. Возможно, последнее, что стоит переиначить в ключевых должностях, это обеспечить избрание «своего» председателя Центризбиркома. Готового служить так же преданно, как и Охендовский, но без такого малоприятного бэкграунда за плечами.
Схема избрания состава ЦИК проста: фракции предлагают свои кандидатуры, президентский аппарат формирует окончательный список, Верховная Рада утверждает его или нет. Зная этот алгоритм, фракции назвали свои креатуры, причем из этих креатур вполне узнаваемыми лицами. Так, «Народный фронт» предпочел бы видеть в составе нового Центризбиркома Андрея Магеру, «Батькивщина» отстаивает кандидатуру Жанны Усенко-Черной, а Опоблок - действующего главу Михаила Охендовского. Однако Порошенко, от которого зависит окончательный перечень соискателей заявил, что хочет видеть в ЦИК исключительно новые лица. Это было его ключевое пожелание, и не одно. С одной стороны, это - правильно, ведь действующий состав ЦИК выполняет свои функции с 2007 года. Учитывая, что полномочия членов цеикистов ограничены 7-летним сроком, ротация кадров должна состояться еще в 2014-м. Однако не состоялась. Это довольно обидно, учитывая, что в 2007-м большинство представителей ЦИК составляли «регионалы» и только глава Комиссии Владимир Шаповал был креатурой Виктора Ющенко.
В 2013-м «региональное большинство» в ЦИК продавило увольнение Шаповала и назначение вместо него полностью лояльного к Виктору Януковичу Михаила Охендовского. При этом следует заметить, что Охендовский - не единственный раритет в составе нынешнего ЦИК. Там работают и другие люди, которые в 2004-м подписывали протокол, согласно которому Виктор Янукович был объявлен победителем выборов 2004 года.
В общем Центризбирком образца 2007 года - это именно те именно чиновники, которые проводили и президентские выборы 2010 года, и парламентские 2012-го. Они ответственны и за все последующие выборы, и за все нюансы, связанные с работой парламентариев. В частности, именно нынешний Центризбирком лишил мандатов Николая Томенко и Егора Фирсова, когда руководство БПП решило проучить этих «отступников».
В этом вопросе ЦИК позорно подыграло президенту Порошенко, который понял, что Томенко ему больше не союзник, особенно относительно голосования за изменения в Конституцию. Центризбирком закрыл глаза на очевидные вещи: то, что был сфальсифицирован съезд БПП, куда не пригласили ни Томенко, ни Фирсова; на то, что спешка с исключением их граничила со служебным преступлением (в субботу протокол съезда был передан в ЦИК, а в понедельник утром созрело решение о лишении их мандатов и признание депутатами следующих «списочников», которые во вторник в Раде приняли присягу) .
Но если с Томенко и Фирсовым цеикисты разобрались довольно быстро, то решение о проведении досрочных выборов в округе покойного депутата Олега Еремеева Центризбирком принимал 9 месяцев. И Олег Ляшко уже долго ждет, когда мандата лишат исключенного им из фракции Сергея Мельничука. И все же, очевидно, такая работа ЦИК удовлетворяла как бывшего, так и нынешнего президента Украины - Петр Порошенко неожиданно для многих наградил главу ЦИК Охендовского орденом.
Между тем вопрос обновления ЦИК продолжает оставаться в подвешенном состоянии, хотя президенту страны не раз напоминали о необходимости «освежить» кадровый состав этого учреждения. Целый ряд выборов мешала сделать это оперативно, однако после последних - местных выборов 2015 года - обновление ЦИК было анонсированы фракцией БПП. Однако с даты выборов прошло почти 8 месяцев, а Центризбирком так и не встретил «свежую кровь». Последний «дедлайн» должен был иметь место 20 мая, но и эта дата прошла без определения кандидатов в члены ЦИК.
Вина за это зависит исключительно на президенте. Ведь фракции подали президенту на рассмотрение 24 кандидатуры на 12 должностей в ЦИК. При этом, по данным сети «Опора», 15 из них - выдвиженцы БПП, еще трое - те, кого хотел бы видеть в ЦВК «Народный фронт». Теперь, когда перечень кандидатов существует хотя бы в виде черновика, время перейти к обсуждению соискателей работы в ЦИК. Однако никаких движений в этом направлении пока не наблюдается. Почему?
Во-первых, об одном из требований Порошенко сказано: уйти из здания на бульваре Леси Украинки должны все. Не только одиозный Охендовский, но и такие вполне положительные «персонажи», как Магера и Жанна Усенко-Черная. Последние, пожалуй, единственные, кто олицетворяет то положительное, что есть в нынешнем ЦИК. Через эту категоричность президента «Народный фронт» был вынужден отозвать своего кандидата Магеру и оперативно искать ему замену.
А вот фракция «Батькивщины» оказалась не столь уступчивой, как ее коллеги из «НФ». Соратники Тимошенко отказались жертвовать Усенко-Черной, которую они хотели бы снова видеть в составе ЦИК. Зато Опоблок, отстаивающий Михаила Охендовского, отнесся к президентскому требованию довольно индифферентно: надо будет - Охендовского заменят на другого кандидата, сказали в Опоблоке.
Вторым условием Порошенко стало его желание иметь собственную квоту в ЦИК. Прямо закон о ЦИК в его нынешней редакции этого не запрещает. Но и не поощряет. Норма закона говорит о том, что глава государства должен учесть мнение всех групп и фракций, но это можно трактовать как угодно широко. Президент решил трактовать ее в свою пользу и закрепить за собой право на назначение 4 «собственных» членов ЦИК, а еще три портфеля отдать на откуп своей фракции.
Четыре плюс три равно семи, а это значит, что если Порошенко реализует свой сценарий, большинство голосов цеикистив принадлежать ему. Еще пара-тройка людей, назначенных по квоте «Народного фронта», с которым у Порошенко, похоже, период перемирия, подкрепит президентский влияние на Центральную избирательную комиссию. А это будет означать беспрецедентный контроль президента над ЦИК. Такого контроля цевекисты не имели и во времена Кучмы и Кивалова, ведь даже сценарий по избранию Януковича не сработал.
Правда, в 2004-м сказался не так единичный протест Андрея Магеры, как миллионный Майдан, давший старт Оранжевой революции. Вопрос в том, сознательно нынешний «гарант» прокладывает тропу своего предшественника, лучше задать самому Петру Порошенко. Вот только он на него вряд ли ответит.
Михаил ПОЖИВАНОВ, политик
|