Каждый раз, когда казалось, что можно найти какие–то возможности для взаимопонимания между властью и протестным движением во время Майдана, происходила очередная эскалация. Каждый раз казалось, что в окружении Виктора Януковича есть силы, которые подталкивают его к этой эскалации.
Но даже сейчас, когда Янукович давно стал украинским политическим прошлым, я не могу дать самому себе на вопрос – кто именно стремился к этой эскалации? Люди в окружении Януковича, которые таким образом подталкивали его к краху? Российские советники, уверенные, что победить Майдан можно только силой? Или все же сам Янукович был главной причиной эскалации – просто потому что потерял всякую связь с реальностью?
Я вспомнил о Майдане, когда следил за развитием событий вокруг Марьинки. Для России операция по захвату села не имела никакого смысла. Еще один оккупированный населенный пункт никак не может улучшить положение «ДНР». Зато накануне саммита «Группы семи» такая операция перечеркивает любую возможность поиска компромисса с Москвой. И на Западе говорят уже не просто о сохранении санкций против России, а об их возможном увеличении. Марьинка сыграла свою роль в падении российской национальной валюты – и это при том, что цены на нефть сейчас тоже падают и лишняя обеспокоенность российскому рынку совершенно ни к чему.
В принципе, накануне встречи «семерки» Владимир Путин должен был бы проявлять максимальную осторожность – тем более, что на Западе раздавались голоса, призывавшие пригласить российского президента за стол переговоров и обсудить с ним украинский кризис. После Марьинки эти голоса смолкли.
Так кто же заинтересован в эскалации на Донбассе накануне важного международного саммита? Как и в случае с Майданом, у меня нет точного ответа на этот вопрос. В окружении Путина много людей, которые хотели бы краха «хозяина» и поэтому делают все возможное, чтобы выставить его недоговороспособным. С другой стороны, в этом же окружении есть люди, уверенные, что достичь успеха в конфронтации с миром, с Украиной, можно только силой. То, что для Януковича был Майдан, для них – Запад.
Но может быть, что причина эскалации – сам Путин, который потерял всякую связь с реальностью. В любом случае ясно одно: сил, которые хотели бы успокоения ситуации, в окружении российского президента просто нет. Потому что даже те, кто понимает пагубность политики Путина, уверены, что избавиться от него можно только с помощью срыва переговорного процесса. Для этих людей чем хуже – тем лучше. Так же, кстати, действовали многие представители окружения Януковича, которые остались в украинской политической жизни после побега «хозяина». И ничего удивительного в таком стечении обстоятельств нет.
Логика развития и краха постсоветских авторитарных режимов практически не отличается.
Виталий ПОРТНИКОВ
|