Прошло уже полтора месяца с тех пор, как АМК объявил о планирующейся демонополизации оптового рынка табачных изделий, заявив о начале расследования против 100% монополиста - компании "Мегаполис", пишет «Обозреватель».
Однако реальных изменений с тех пор не произошло никаких, а блуждающие на рынке слухи позволяют делать неутешительные выводы: монополист и антимонопольное ведомство, судя по всему, договариваются.
Вначале октября Антимонопольный комитет Украины совершил фантастический по своему масштабу шаг: Он "вдруг" установил, что на рынке оптовой реализации табачной продукции сформировался монополист - ООО "Торговая компания "Мегаполис-Украина", - контролирующая 100% рынка.
Монополист работает уже несколько лет кряду, а комитет прозрел только сейчас. Но в нашем случае ложка дорога не только к обеду, иногда - она просто дорога: АМК, согласно официальному сообщению ведомства, открыл дело в отношении компании "Мегаполис".
Тогда комитет заявил, что "в течение 2014 года 100% произведенных в Украине табачных изделий (сигарет с фильтром и сигарет без фильтра) реализованы одному участнику рынка - ООО "Торговая компания "Мегаполис-Украина".
Кроме того, "выяснилось", что в открытых информационных источниках нет условий (в частности, требований, критериев, процедур, сроков) отбора производителями контрагентов для поставки и дистрибуции табачных изделий.
То есть на рынке фактически отсутствует конкуренция, а четыре иностранных производителя табака де-факто подозреваются в сговоре.
"Это может считаться барьером доступа на рынок других, кроме ООО "ТК "Мегаполис-Украина", участников и привести к нарушениям законодательства о защите экономической конкуренции", - отмечали в ведомстве.
Для людей, не знающих о деятельности компании "Мегаполис," уточним, что корни компании ведут к бывшему президенту Виктору Януковичу и его связям с ФСБ и российскими оружейными баронами.
Формированием этого монополиста занимался лично "младореформатор" Александр Клименко, тот самый, который стремится вернуться на Родину весь в белом.
Раз установлен факт сговора, и АМК готов бороться за конкурентные условия, появилась надежда, что рынок объемом в десятки миллиардов гривен наконец-то начнет работать прозрачно. Но на самом деле, реально все обстоит иначе. По данным некоторых игроков рынка, о реальной демонополизации рынка оптовой продажи сигарет речи пока не идет.
Во-первых, к 1 ноября четыре "табачных" производителя огласили новые правила работы с оптовиками, но они прописаны под "Мегаполис", другим компаниям вряд ли удастся вписаться в жесткие рамки требований.
Даже такие мировые ретейлеры, как сеть магазинов оптово-розничной продажи "Метро," не могут по этим правилам сотрудничать напрямую с табачниками. Де- юре получается, что украинские дочки транснациональных компаний, а именно - "Филлип Моррис Украина", "Джей Ти Интернешнл Украина", "Империал Тобако Юкрейн", "В.А.Т.- Прилуки", не только проработали несколько лет на "частную лавочку Януковича и Ко", но и теперь, после Революции Достоинства, всячески пытаются сохранить эту схему.
Де-факто ситуация немножко иная: производителям дали понять, чтобы они не "рыпались", так как правила на рынке серьезно меняться не будут. Кто дал понять? А вы погуглите, кто рулит антимонопольными правилами игры? Это первый признак отсутствия изменений на рынке табачного опта. Но не последний.
Во-вторых, после заявления о расследовании сам АМК не сделал мало-мальски значимых шагов в направлении демонополизации рынка. Насколько известно "Обозревателю", он даже не собрал потенциальных игроков для обсуждения возможных правил игры.
В то же время некоторые наши источники сообщают о намерениях определенных лиц в АМК сохранить "Мегаполис" на рынке, поскольку только при концентрации табачного опта в одних руках существует мощная коррупционная составляющая.
По данным наших источников, обсуждается несколько моделей изменения рынка, в результате которого ничего не изменится. Первая подразумевает формальное разделение "Мегаполиса": речь идет о передачи 2\3 долей рынка структурам, формально не аффилированным с компанией "Янукович & ФСБ", но де-факто контролируемых ими.
Вариантов имитации демонополизации несколько, но суть одна и та же, поэтому нет смысла детальнее останавливаться на вариантах трансформации одиозного монстра.
Вторая модель дробления базируется на сохранении нынешнего статуса компании, из его лона всего лишь выводится сеть магазинов крупнооптовой продажи. Объем реализации через эти магазины составляет несколько процентов, и реально не может быть засчитан как демонополизация рынка, однако в нашей стране случаются всякие чудеса.
Искусственно созданная табачная монополия имела годовой оборот $2-2,5 млрд долларов, а прибыль составляла $200-300 млн. Пирог таких размеров способен творить невероятные вещи, даже изменять правила конкуренции, закрывать глаза руководству АМК и… влиять на Уголовный кодекс, потому что доблестные сотрудники СБУ и МДВ, зная об объемах кэшовых продаж (то есть неподконтрольной налички), поразятся по поводу проверок "Мегаполиса".
Подобная позиция и в АМК: новый руководитель ведомства вдруг решил, что может абсолютно непрозрачно решать судьбу мегамонстра, и при этом общество и правоохранительные структуры не обратят на это внимание. Тем более, что международные компании-производители всячески содействуют нашей родной коррупции.
|