В отчете НБУ констатируется, что "решение о национализации трех банков во время кризиса 2008/2009 годов - пример неэффективных государственных решений в сфере работы с неплатежеспособными банками". "Фискальные расходы на спасение банков в несколько раз превысили возможные убытки государства от своевременной ликвидации этих учреждений", - подчеркнули в Нацбанке.
«Банки с государственным капиталом, на которые приходится около трети общих активов, являются источником существенных системных рисков для финансового сектора. За время своего функционирования они не сыграли роли локомотива экономического роста, а их деятельность часто была сфокусирована на кредитовании предприятий, находящихся в кругу бизнес-интересов некоторых политических деятелей. Возложение банков с государственным капиталом на помощь за счет бюджета создает проблему морального риска и не стимулирует к улучшению корпоративного управления и внедрения качественного риск-менеджмента.
Как следствие, общая сумма фискальных расходов на докапитализацию государственных банков с 2008 по 2015 год превысила 74 млрд. грн., или 6.4% ВВП соответствующих лет. В конце января 2016 правительство, по итогам проведенного Национальным банком в 2015 году диагностического обследования банков, опять докапитализировало Ощадбанк и Укрэксимбанк совокупно почти на 14,3 млрд. грн. из государственного бюджета», - отметили в НБУ.
Вместе с тем, в Нацбанке обращают внимание, что во время кризиса банки с государственным капиталом сыграли положительную роль "тихой гавани" для депозитов населения и в большей степени для средств юридических лиц, на которые не распространяется система гарантирования вкладов. Главной причиной притока средств в государственные банки была уверенность, что правительство будет поддерживать такие банки при любых обстоятельствах, а поэтому риски потери средств минимальны. Это создало банкам с государственным капиталом главное конкурентное преимущество - их ресурсная база была и остается стабильной по сравнению с частными банками.
"Инерционность кредитования банками с государственным капиталом в кризис привела к росту их доли в совокупном кредитном портфеле банковской системы по сравнению с 2013 годом с 15% до 23% на конец первого квартала 2016 года. Такой существенный рост их доли свидетельствует о сохранении высокого" аппетита к риску ", несмотря на стагнацию экономики.
Дополнительным фактором риска работы банков с государственным капиталом является активное кредитование государственных предприятий. Часто кредиты выдаются компаниям, которые не могут привлечь кредитные ресурсы в частных банках за неудовлетворительное финансовое состояние. Кредитование государственных компаний банками с государственным капиталом на практике ограничивалось только ковенантами, содержащиеся в кредитных соглашениях с международными финансовыми организациями (МФО), и определяют максимальную долю государственных компаний в кредитных портфелях банков. Это позволило ограничить дальнейшее расширение кредитования государственного сектора.
Значительная часть кредитного портфеля банков с долей государства формировалась на нерыночных принципах. В частности НАК "Нафтогаз Украины" получил кредит по процентной ставке ниже рыночной. Кредитование НАК "Нафтогаз Украины" крупнейшими государственными банками было на самом деле использовано как инструмент решения фискальных проблем и нанесло существенный вред интересам банков ", - уточнили в НБУ.
|