В украинских судах резко подскочили размеры взяток, которые нечестные судьи требуют за вынесение более мягких приговоров или решение споров в пользу одной из сторон.
Как пишут "Вести", такую информацию подтверждают отдельные адвокаты. Эксперты же объясняют, что ослаб контроль со стороны прокуратуры. Сами же судьи уверяют: если взятки и есть, то берут их не массово, а против судейского корпуса ведется кампания, чтобы оправдать грядущее увольнение.
«БЛАГОДАРЯТ» ЗА МЯГКОСТЬ
Адвокаты рассказывают, что за последние два года уровень взяток в судах подскочил в несколько раз. За наиболее «ходовое» решение — избрание более мягкой меры пресечения (например, когда вместо ареста и содержания в СИЗО подозреваемому назначают домашний арест или вообще отпускают под личное обязательство) — могут потребовать от 5 тысяч долларов, раньше было в пять раз меньше.
Другие взяткоемкие сферы — закрытие уголовных производств или переквалификация преступлений по более мягким статьям. По словам юристов, типичный пример — за «благодарность» (стартует от 10 тысяч долларов) закроют производство и так пропишут постановление, что оно устоит в суде в случае его обжалования. А от 30 тысяч долларов стартует такса для обвиняемых в умышленном убийстве. Адвокаты говорят, что нередки случаи, когда убийство «становится» неумышленным или совершенным для самозащиты, а виновному дают условный срок.
Огромные суммы вращаются в хозяйственные судах, особенно, если внутри предприятия делят имущество, — там «потолок» не ограничен ничем. Если же кто-то хочет добиться отмены ареста недвижимости, то такса стартует с 2 тысяч евро, если речь идет о небольшой квартире; и до десятков тысяч, если это элитная недвижимость. «Вообще, как я слышал в судах и из обсуждений в Сети, сейчас судьи стараются набрать взяток, будто работают последний день: нередко требуемая сумма превышает саму цену вопроса», — добавляет адвокат Иван Либерман.
ЧТО ГОВОРЯТ СУДЬИ
Впрочем, судьи уверяют, что это поклеп. «Понятно, что среди наших есть нечистые на руку, никто этого не отрицает. Но очевидно, что сейчас против нас ведется агрессивная кампания, цель которой оправдать массовое увольнение судей под эгидой реформы. Вот и вспоминают все самое плохое. Только почему никто не говорит о том, как нам угрожают расправой в случае «неправильного» решения, как на нас давят из властных кабинетов. И скажу честно: давят все больше и больше. То есть эти люди поступают по закону?!» — парирует судья одного из киевских судов.
Как говорят источники журналистов в прокуратуре, после того как судьям начали вручать уведомления о подозрении в принятии заведомо неправосудных решений, склонить их на свою сторону стало очень тяжело. Поэтому подношения берут меньше, а если и берут, то только через проверенных людей, которые перечисляют деньги на карточки знакомых.
«Вариант — счет липовой фирмы, на который деньги поступают под видом благотворительных взносов или оплаты за какие-то услуги. Распространен и способ «забытого чемодана» — деньги со взяткой проверенный человек как бы невзначай забывает у судьи в чемодане. А расценки действительно увеличились, это как наценка за риск», — говорят в надзорно ведомстве.
КОНТРОЛЕРОВ "ЛИКВИДИРОВАЛИ"
В то же время, по словам экс-замгенпрокурора Алексея Баганца, в 2015 году случаев, когда судьи требовали или получали взятки, было выявлено и раскрыто значительно меньше, чем в 2014 году. Но причина не сколько в том, что стали брать меньше, а в том, что ослабло расследование таких преступлений.
«Раньше этим занимались подразделения УБОПа, но их ликвидировали. Следователей прокуратуры деморализовали, они уменьшили активность. А сотрудники НАБУ еще не имеют нужного опыта, они заработают не скоро», — сказал Баганец.
В свою очередь, руководитель гранетоедского "Центра противодействия коррупции" Виталий Шабунин прогнозирует, что скоро очищение судов усилится. «В суды ушло пять обвинительных актов по судьям и адвокатам, которые передавали взятки. А когда включится система электронного декларирования, много судей просто уйдут со службы, не имея желания показывать настоящее имущество, а если не покажут — получат два года тюрьмы», — считает он.
Судьи уверяют: уволиться — не проблема, другой вопрос, кто и как будет работать, тем более что опыт реформ в МВД показал: новые кадры при всем желании работать не имеют опыта, а в итоге криминогенная ситуация ухудшается.
|