Угрозу существенного ограничения грузовых перевозок «Укрзализныци» можно предотвратить лишь за счет увеличения объемов финансирования для приобретения нового подвижного состава. К таким выводам пришли эксперты, проанализировав состояние подвижного состава госпредприятия. В частности, жесткое государственное регулирование и искусственное сдерживание индексации тарифов в течение последних лет привело к износу основных фондов железнодорожного транспорта и недополучения железными дорогами средств, необходимых для инвестирования в обновление вагонного парка. Уже сейчас из-за окончания срока службы и отсутствия достаточных источников для возобновления подвижного состава количество вагонов в управлении государственных железных дорог (инвентарный парк) постоянно сокращается и состоянием на начало октября уходящего года составляет 122 тысячи единиц. Такой вагонный парк едва обеспечивает потребности экономики во внутренних перевозках. Цена вопроса – около 22 млрд. грн. ежегодно. При этом по подсчетам специалистов, на сегодняшний день финансовые возможности железных дорог способны удовлетворить потребность в капитальных инвестициях на 54 %. По мнению экспертов, из-за экономически необоснованного рыночного уровня тарифов на грузоперевозки, Украина теряет время, необходимое на формирование рынка операторских услуг по использованию частных вагонов. Ведь большинство украинских владельцев вагонов пытаются направить свой подвижный состав в страны СНГ, в частности, – Российскую Федерацию для организации перевозок за русскими тарифами, которые, кстати, вдвое выше украинских. В конечном итоге это приведет к заполнению украинского рынка грузовых перевозок вагонами иностранных владельцев, а формирование стоимости услуг будет происходить по их правилам. А это – угроза экономической независимости государства. Логичным и оправданным выходом в сложившейся ситуации специалисты считают гармонизацию тарифов и их вывод на экономически обоснованный уровень, что, кстати, предусмотрено Стратегией развития железнодорожного транспорта на период до 2020 года. Эти действия позволят увеличить поступления для частичного возобновления функционирования механизма простого воссоздания основных фондов. К тому же, автоматически увеличатся поступления в государственный бюджет за счет уплаты железными дорогами налогов из дополнительных доходов. А благодаря этому - развитие дополнительных логистических схем с использованием других (кроме железнодорожного) видов транспорта, диверсификация рисков единой транспортной системы и более полное обеспечение потребностей национальной экономики в услугах по перевозке грузов. «ForUm»
|