Национальный банк Украины заявил, что основаниями для 6,2-миллионного штрафа для Мегабанка стали задокументированные факты снятия группой физлиц – клиентов банка наличных с марта 2017 года по апрель 2018 года на сумму 211,8 млн грн.
Мегабанк же оспорил в суде штраф 6,2 млн грн НБУ за финмониторинг. В НБУ отметили, что «характер таких финансовых операций дает основания считать, что их целью была конвертация безналичных средств в наличные».
Регулятор установил, что средства, которые физлица снимали наличными в кассе банка, предварительно поступали на их счета со счета финансовой компании – клиента банка в форме предоставления кредитов. При этом кредитные договоры являлись однотипными, а выполнение обязательств по ним обеспечивалось договором поручительства или неустойкой (пеней).
«В случае нарушения заемщиком срока возврата кредита, он платил пеню в размере 0% от размера кредита за каждый день просрочки возврата кредита», – выяснили в НБУ.
Каждое из 31 физлиц получило кредит от 4,2 млн грн до 10,3 млн грн всего на 14 дней. Нацбанк выяснил в ГФС, что доходов физлиц было недостаточно для погашения взятых кредитов, так как часть лиц были безработными или занимали низкооплачиваемые должности: инженер, менеджер, администратор, продавец, торговый представитель, кассир и так далее.
Физлица эти кредиты не погашали, а проценты не оплачивали. Долг за них безналичными средствами оплачивали два юридических лица – клиента банка на основании договоров поручительства. Они платили за счет денег, которые поступали со счетов юридических лиц в разных банках в качестве оплаты за сельскохозяйственную продукцию или как безвозвратная финансовая помощь.
Счета физлицами в Мегабанке закрывались до погашения выданных им финансовой компанией кредитов, а финансовые операции по счетам некоторых физлиц проводились после полученного банком заявления об их закрытии.
Кроме того, в Нацбанке добавили, что у поручителей имеются признаки фиктивности: они находятся по адресу «массовой регистрации» юрлиц; руководитель, конечный бенефициар и местонахождение фирмы сменились перед открытием счета в банке; в штате работает один или несколько человек; оборот денежных потоков по счетам клиентам составляют миллионы гривен; минимальный размер уставного капитала (1 тыс. грн) у одного из двух поручителей; имели один и тот же IP-адрес; имели общих руководителей и конечных бенефициаров.
Мегабанк, вопреки собственным внутренним процедурам по вопросам финансового мониторинга, не установил поручителям высокий уровень риска. «Он этого не сделал, несмотря на то, что финансовые операции, проведенные по счетам поручителей, выявлялись банком, в частности по признакам внутреннего финансового мониторинга», – подчеркнули в НБУ.
«Следовательно, неправильное определение уровня риска привело к неосуществлению банком углубленной проверки поручителей и неосуществлению банком других мер с целью уменьшения выявленных рисков», – возмущены в НБУ.
Кроме того, банк не выявлял или несвоевременно выявлял, что клиенты или лица, действующие от их имени, являются национальными публичными деятелями, их близкими лицами или связанными с ними лицами.
|