Украина проиграла спор Всемирной торговой организации, предметом которого стали введенные правительством два года назад пошлины на ввоз новых импортных легковых автомобилей. Первой созвать экспертную панель ВТО и разобраться с действиями Украины попросила Япония. Затем к спору подключились Австралия, Индия, Евросоюз, Корея, Россия, США и Турция. В итоге 26 июня правительству рекомендовали пошлины отменить. Министерство экономического развития с приговором согласилось и пообещало исполнить его в кратчайший срок.
Дополнительный сбор Кабмин ввел в апреле 2013 года. Сначала за ввоз авто с двигателем объемом 1–1,5 л взымали плату в размере 6,46%, за авто объемом 1,5–2,2 л – 12,95%. Потом пошлину дважды снижали. Теперь она составляет 2,15 и 4,32% соответственно. Тогда правительство называло это вынужденной мерой для защиты украинских автопроизводителей от импорта. Последним она так и не помогла.
Ключевая проблема автоимпортеров не в налоге на импорт, а в обесценивании национальной валюты
По данным ассоциации «Укравтопром», в 2013‑м году производство легковушек в стране упало на треть, а общий объем автопродаж – на 9%. Зато эта мера существенно навредила автоимпортерам. По словам председателя Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, в том же году им пришлось заплатить около $253 млн спецпошлины, несмотря на то что большую часть автомобилей они успели ввезти до ее введения. В 2014‑м импорт легковых машин упал на 43%.
В страну было ввезено 62 600 авто на сумму $1,2 млрд. Средняя таможенная стоимость каждой ввезенной иномарки была на $2000 выше, чем годом ранее. Таким образом, в 2014‑м автоимпортеры переплатили в бюджет более $100 млн.
В текущем году, по информации Назаренко, импорт упал еще на 57%. Отмена спецпошлин – для них, бесспорно, приятная новость. Но ситуацию на рынке это не исправит. «Цена на автомобили с объемом бензинового двигателя 1–1,5 л уменьшится на 2,15%», – подсчитал генеральный директор компании «Ниссан Мотор Украина» Андрей Нестеренко.
К примеру, автомобиль, который стоит $20 000, по его оценкам, подешевеет до $19 600. Да и то не сразу. В стране еще какое‑то время будут продаваться машины, завезенные с уплатой пошлины.
Ключевая проблема автоимпортеров не в налоге на импорт, а в обесценивании национальной валюты. «В таких реалиях авторынка генерировать положительную доходность довольно сложно», – говорит Йозеф Граф, директор компании «Порше Украина», генерального импортера Volkswagen, Audi и SEAT. С момента начала расследования ВТО эти валюты в Украине подорожали в три раза.
Тем не менее ни один зарубежный автобренд не спешит уходить из Украины. Почему? «В стране имеется колоссальный отложенный спрос на внутреннем рынке, – уверен глава ВААИД. – Мы сейчас находимся на втором месте в мире после Кубы по устарелости парка легковых автомобилей: их средний возраст – 21,5 года. При стабилизации экономической ситуации перспективы этого бизнеса здесь колоссальны».
Forbes
|