В украинских караоке-барах стали вводить цензуру на музыкальный репертуар. Из плей-листов исчезают песни, напоминающие о Донбассе, российских ВДВ, а слово «Россия» администраторы просят заменять на «Украина».
«На Рождество отдыхали в «Чайхоне» на Печерске. Сосед, парень из Макеевки, рассказал, что уехал из Донбасса потому, что не поддерживает Гиви-Моторол. А тут, в караоке, хотел с друзьями исполнить «главные песни Донбасса»: «Спят курганы темные» Марка Бернеса (сейчас поет группа «Любэ». — Прим.) и гимн ФК «Шахтер».
Но администратор исполнять их запретила: мол, первая песня «военная», вторая — «политическая». Мои новые знакомые выкрутились — они заказали песню со словами «вай-вай, вот он, где рай», а вместо «это Кавказ» спели «это Донбасс», — рассказала «Вестям» киевлянка Екатерина.
Под видом потенциальных клиентов журналисты обзвонили караоке-бары и выяснили, что в некоторых действительно удастся спеть не все. В той же «Чайхоне» рассказали, что у их ведущих есть черный список композиций, с которым сверяются, принимая у гостей заказы.
«У нас запрещены к исполнению те песни, в которых есть блатной жаргон, мат, упоминания о России. Группы «Любэ» военные — нельзя, а там, где поется «отчего так в России березы шумят», нужно слово «в России» заменять на «в Украине»», — пояснил администратор.
По его словам, такие правила действуют во всей сети: «У нас отдыхает разная публика, поэтому, чтобы не было конфликтов, лучше обойти эти песни стороной».
В караоке «Эмбер» узнав, что гостей может потянуть на песни о России и СССР, тоже предупредили: без фанатизма. «Газманов, «Любэ», в принципе, пойдет. Кто-то заменяет «Россия» на «Украина», это у кого какие взгляды. Вообще, мы стараемся воздерживаться от таких песен, но они не запрещены. Просто, чтобы без пропаганды», — сказали в «Эмбере».
Впрочем, в других заведениях к подобному репертуару относятся лояльно. «Главное, чтобы без конфликтов. А так поют и «Господа, офицеры» Газманова, и все, что угодно», — рассказали в клубе «Саксон» и в «Эль-Кафа» на бул. Леси Украинки.
В других крупных городах подчищать плей-листы пока не спешат. К примеру, в днепропетровском лаунж-баре «Икра» сообщили, что петь можем все что угодно, но за реакцию гостей они не отвечают.
«Гостей в военной форме у нас пока не было, но сами понимаете, обычные посетители могут воспринять ваши песни по-разному», — сказали в «Икре».
Довольно спокойно отреагировала на пожелания журналистов и администратор клуба «Белое и черное» в Ивано-Франковске: «У нас много песен, выбирайте то, что хотите. Единственный момент — учтите, что в среду у нас до девяти вечера будет детский день рождения. Ну и если другие гости не будут против».
Директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова говорит, что о самоцензуре в караоке-барах она не слышала, но легко может понять логику рестораторов.
«Закон о декоммунизации вступил в силу, и рестораторы его очень боятся. Не дай бог, будет какая-то претензия по поводу пропаганды коммунистического строя или сепаратизма — это очень серьезно. Дело не в личных претензиях ресторатора, а в том, что мало ли кто еще будет на вечере, чтобы потом не обвинили. Потому что сейчас это делается без суда и следствия. Например, рестораны, у которых звезды были как украшение зала или в качестве прикола, все их убрали», — объяснила Ольга Насонова.
Впрочем, сами посетители караоке относятся к цензуре по-разному. Одни уверяют, что она уместна с учетом нынешней политической обстановки, а другие считают, что таким образом посетителей ущемляют в правах. «Почему я должна слушать то, что мне не нравится, а мои желания никто не учитывает?» — говорит киевлянка Екатерина.
По словам одного из идеологов декоммунизации, главы Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича, под декоммунизацию попадают только гимн Советского Союза и союзных республик, но другие советские композиции — нет.
«Есть отдельные решения Минкультуры, запрещающие выступления российских артистов, но это не относится к декоммунизации. Опасения администраторов баров, конечно, можно понять, учитывая, что многие люди не воспринимают музыку, которая для них символизируют людей, поддерживающих российскую агрессию», — говорит Владимир Вятрович.
|