О выходе из фракции БПП Николай Томенко заявил сразу после принятия Верховной Радой бюджета на 2016— й год. Если бы это был рядовой депутат парламентской гвардии президента, то на его демарш мало бы кто обратил внимание. Но Томенко до сих пор остается заместителем председателя фракции, он является одним из самых медийных лиц не только фракции, но и всей Рады. И многие помнят о его способности своевременно изменить политический лагерь одного лидера на более перспективного другое.
Томенко остро критикует состояние дел в Блоке Петра Порошенко, который называет не иначе как "Блок Порошенко-Черновецкого". И это не только потому, что он хорошо осведомлен о внутренней кухне БПП.
В 2008-м Томенко возглавлял парламентскую временную следственную комиссию по злоупотреблениям киевской власти, которую тогда олицетворял мэр Леонид Черновецкий. А в составе фракции Блока Черновецкого в Киевсовета работали Игорь Кононенко и Сергей Березенко.
Эти двое, по словам Томенко, и управляют БПП сейчас, выполняя при этом "деликатные" вещи.
БПП НАДО ПЕРЕИМЕНОВАТЬ В "БЛОК ПОРОШЕНКО—ЧЕРНОВЕЦКОГО"
— Прошел месяц с момента вашего заявления о выходе из БПП, но вы до сих пор остаетесь во фракции. Почему?
— Чтобы не идти на очередной конфликт с руководством Верховной Рады, я последние дни провожу профилактическую работу, чтобы они выполнили свою функцию и зачитали это заявление.
Процедура такова: для того, чтобы на сайте появилась информация о том, что я не вхожу во фракцию, нужно, чтобы руководство Верховной Рады зачитало мое заявление. Поскольку с момента этого заявления парламент 32 дня не работал, то ясно, что ее нельзя было зачитать. В случае игнорирования ближайшее время предложу более действенные средства.
— Еще не передумали выходить из БПП?
— Нет.
— В Вашем заявлении вы говорили, что планируете требовать от БПП какую— то компенсацию, потому что много усилий потратили на партию. Какую компенсацию имеете в виду?
— Компенсацию моральную. Часть компенсации я уже получил, потому что ни один из серьезных членов фракции публично не высказался против моего поступка. Поэтому это уже значительная моральная компенсация.
Надеюсь также и на дальнейшую моральную поддержку от фракции. Например, при голосовании за императивный мандат. Убежден, что значительная часть депутатов БПП НЕ БУДЕТ голосовать за этот закон и фактически за лишение меня мандата.
Однако, я знаю, что такая задача поставлена. Даже на этой неделе несколько десятков раз была попытка протолкнуть законопроект, который является своеобразной "прелюдией" к императивному мандату (то есть, дать возможность руководителям партии самостоятельно исключать из списка кандидатов в депутаты).
Однако, такой законопроект, в том числе и благодаря принципиальной позиций депутатов БПП, не удалось включить даже в повестку дня.
— Конституция предусматривает, что в случае выхода из фракции депутат, который прошел по списку, теряет и мандат.
— Да, 81 статья Конституции это предполагает, но исключительно на основании закона. Как мы понимаем, нынешний состав ВР избирался без узаконивания статуса императивного мандата. Но такой закон может быть принят из соображений политической целесообразности. Хотя, напомню, по этому вопросу уже были критические предостережения Конституционного Суда, Венецианской комиссии, ПАСЕ.
— А вот Антон Геращенко в день вашего заявления о выходе из БПП написал у себя на ФБ странице: это мужественный поступок Томенко, и он, как ответственный политик, у которого слова не расходятся с делами, должен сам сложить мандат.
— Беда многих «активных» новых депутатов, они, как говорил классик, "учились понемногу, чему нибудь и как-нибудь". Наверное, человек еще не успел прочитать полностью текст Конституции Украины. Теперь, надеюсь, как минимум 81 статью прочитал.
А на самом деле история была такая. Мне рассказывают, что команда Яценюка праздновала целый день, что они в парламенте наконец избавятся такого системного оппонента. А на утро выяснилось, что так то оно так, но немного не так....
— Следующим в списке БПП на вхождение в Раду является адвокат Корбана Андрей Богдан. Влияет ли это как-то на то, что вас захотят убрать из Совета или оставить?
— Во-первых, никто не может меня сейчас законно "убрать" из парламента. Во-вторых, команда президента, как мы знаем, пытается убрать представителя Коломойского в списке Порошенко законом, о котором мы говорили ранее.
— А с другой стороны — от Корбана не обращались?
— Нет, не обращались.
— Летом появились слухи, что вас и и Игоря Луценко звали в лидеры партии УКРОП. На Луценко лично выходил Корбан, приглашал. К вам кто-то обращался?
— Нет, никто не предлагал мне такой чести. Моя позиция известна: я не сторонник членства в партиях, финансируемых и контролируемых конкретными олигархами. Поэтому ни Ахметов, ни Левочкин, ни Коломойский, ни другие не обращались.
— В этом плане БПП-то отличается от укропа?
— БПП отличается от укропа. Хотя, я ни одного дня не был в этой партии. БПП отличается хотя бы тем, что это — партия президента, который является публичным политиком, хотя и не бедным человеком, в отличие от партий олигархов, которые в теневой способ влияют на политику.
Я, кстати, рад, что не вступил в партию Порошенко, потому что сегодня, глядя на людей, которые принимают решения в этой партии, думаю, ее надо было бы переименовать в "Блок Порошенко-Черновецкого". А если дальше дело так грустно пойдет, то, возможно, даже в "Блок Порошенко-Черновецкого-Януковича".
Я не понимаю, какая сегодня идеология в этой партии, но не последнюю роль в ней играют бизнесмены из команды Черновецького.Томенко: БПП надо переименовать в Блок Порошенко-Черновецкого
ДОПУСКАЮ — В БОЛЬШИНСТВЕ ФРАКЦИЙ И ГРУПП ИМЕЕТ МЕСТО ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ
— К партии еще вернемся. По Порошенко. С ним вы расстались еще летом 2015, когда то ли сами пошли, то ли вас исключили из состава его советников ...
— Правда такова: я написал заявление о сложении полномочий советника, провел пресс-конференцию и объяснил свою позицию.
Формальный повод касался нарушения Конституции. Речь шла о неподписании принятого парламентом закона о запрете вывоза из Украины леса-кругляка, на принятие которого я имел поддержку и фракции, и президента. Но потом несколько месяцев закон, вопреки Конституции не подписывался ... Так вот, я обратился в Высший административный суд о незаконных действиях Гройсмана и уволился с должности общественного советника президента. И получил результат: закон подписан и вступил в силу.
А системно история с завершением моей "карьеры" общественного советника заключается в невыполнении обязательств, которые взял на себя кандидат в президенты Петр Порошенко. Мы подписали соглашение, я как председатель Фонда "Родная страна" и он кандидат в президенты совместно разрабатываем новую гуманитарную стратегию Украины.
Эта стратегия должна быть построена на концепции сочетание украинских традиций и европейских ценностей. С момента избрания Порошенко президентом я не знаю ни одного совещания, где бы обсуждались вопросы, как сформировать идеологию "украинского мира" в Украине. Более того, в Администрацию президента пришли и остались люди, которые скорее представляют доктрину "русского мира".
— У них фамилии есть?
— Есть Можете поинтересоваться сами.
— Вы уже упоминали Гройсмана. Тогда летом вы о нем говорили: не нужно устраивать клоунаду, а работать по закону. С тех пор в действиях Гройсмана-то изменилось?
— А что, у нас есть Верховная Рада? На сегодня — это собрание депутатов, рано утром "вожди" информируют, как надо голосовать.
Для примера: во времена предыдущей "преступной власти" депутаты, как минимум, несколько дней знали, какие будут рассматриваться законы. А сегодня для того, чтобы узнать повестку дня, надо ночью мониторить сайт ВР.
Когда несколько ночей в Администрации президента договариваются о следующем парламентском дне — это не парламентская деятельность. Скорее, этот парламент войдет в историю как Верховная Рада, остановившая на своей территории действие регламента и превратившая ее в парламент вечной "короткой процедуры" и так называемых "сигнальных голосований".
Абсолютное большинство депутатов голосует за законопроекты, которые в глаза не видели. Даже принципиальные законопроекты — бюджет или Конституция — не имели серьезной дискуссии по содержанию. Так, нынешний парламент с точки зрения профессионализма — один из худших.
Или возьмите последнее позорное решение: одним голосованием, где большинство БПП, "Народного фронта" части "Батькивщины" и практически всей бывшей Партией регионов незаконным образом, через регламент изменили процедуру рассмотрения Конституции! А потом на несколько часов остановили работу парламентского отдела регистрации законопроектов, чтобы не повредить мгновенном подписанию этого антиконституционного закона президентом.
Кстати, уже вернулась и мода на кнопкодавство. Многие парламентарии даже не краснеют, когда голосуют за нескольких. Вы же знаете, что во время бюджет не депутатов, дубликатами карточек которых проголосовали?
— А во фракции организует кнопкодавства?
— Кнопкодавство — это зло, с которым, к сожалению, соглашаются сами депутаты. Вот возьмите историю с дубликатами этих карт. Я спрашиваю: чего вы молчите? Говорят: неудобно рассказывать, что мы ушли, а нашими карточками проголосовали... Так вот, это, прежде всего, проблема непринципиальности самих депутатов.
— Так а кто координирует?
— Очевидно, руководители фракций и руководители так называемых "десяток" или "двадцатки".
— Кто эти десятники?
— Это ответственные координаторы определенных групп депутатов, в основном за региональной принадлежностью, на которые поделена фракция. Поскольку я человек самостоятельный, то с первого дня работы этого парламента меня никто не "координирует".
Кстати, об этой всю историю с использованием дубликатов карточек в социальных сетях написал только Виталий Чепинога, который отсутствовал при голосовании за бюджет, а его карточка проголосовала. Остальные депутаты, к сожалению, промолчали.
Поэтому складывается так, что "русская мечта" о том, что парламент — не место для дискуссии, потихоньку реализуется в Украине.
— Ссоры на заседаниях фракции БПП и появление антикоррупционной платформы. О чем это говорит?
— Гласит о недовольстве депутатов механизмом принятия решений, лоббистскими решениями, которые принимаются в обход фракции.
Большинство депутатов, которые не причастны к кадровым и лоббистским решениям, не хотят нести ответственность за решения, принимавшиеся без них. Поэтому это попытка дистанцироваться от такой политики и попытка вести публичную политику. Такая линия поведения имеет право на существование.
— Есть раскол во фракции?
— Я думаю, что во фракции есть очень разные люди, разные по идеологическим позициям и в понимании своей миссии в парламенте. Есть неприятие такой миссии депутата, которую я описал: ты приходи с предложениями, а взамен на назначение твоего председателя райгосадминистрации или кого-то в налоговой, ты должен голосовать, не читая. Вот такой подход многих депутатов неприемлем. Поэтому депутаты публичные, которые чтут имя, с такой миссией не согласились.
Таким образом, серьезное антагонистическое противоречие между публичными депутатами и теми, которые являются лоббистами фінансово-политических групп. У них совершенно другая задача: они пришли в парламент, чтобы решить конкретный вопрос своего агрохолдинга или банка, а не принимать решение в интересах страны.
— Помните, Наливайченко сказал о смотрящего в БПП?
— Руководство фракции осуществляется двумя способами: политическое руководство осуществляет руководитель фракции Юрий Луценко, а за так называемые «деликатные» вещи — кадровые, лоббистские, финансовые — несут ответственность Кононенко и Березники, что, кстати, и дало мне основания говорить о превращении фракции Блока Петра Порошенко на фракцию "Порошенко— Черновецкого".
— А за деньги они решают вопрос?
— Трудно сказать, поскольку я таких вопросов не решал.
Но, скажем, есть люди из команды Черновецкого, которые разбросаны по разным фракциям. А задача Кононенко и Березенко обеспечить голосование других фракций.
"Вожди" для поиска 226 голосов занимаются лоббизмом фактически в интересах бывших членов Партии регионов из других фракций. То есть депутатам из других групп и фракций легче пролоббировать свой вопрос, чем некоторым депутатам БПП. И эта история одна из причин конфликтов во фракции БПП.
— Кононенко на согласительном совете говорил, что БПП инициирует создание ВСК по борьбе с политической коррупцией. Во фракции БПП политическая коррупция?
— Подозреваю, что в большинстве фракций и групп имеет место политическая коррупция.
Она связана с мотивацией голосования. Проанализируйте, например, последнее голосование за бюджет. Вот, скажем, одна фракция говорит, что она скорее "умрет", чем проголосует за бюджет, а потом голосует за него, поскольку профинансированы несколько "правильных" бюджетных строк.
Или возьмите для примера сельское хозяйство. Определенные фракции и группы пролоббировали интересы крупных агрохолдингов и забыли о малом и среднем агробизнес. Именно поэтому за изменения в Налоговый кодекс в интересах агрохолдингов проголосовала и власть, и Оппозиционный блок. Поэтому, если вы голосуете в условиях преференций для "братского" бизнеса, это и есть политическая коррупция. А это значит, что большинство фракций и групп участниками прямой или косвенной политической коррупции.
Теперь относительно ВСК. Очевидно, вы имеете в виду так называемые документы по делу Корбана. Я думаю, что история с решением конкретных лоббистских вопросов и история с голосованием за конкретные строки бюджета — все это политическая коррупция. И если создавать ВСК, то надо анализировать не только депутатов так называемого "списка Корбана", а анализировать общую коррупционную ситуацию в парламенте.
— В БПП есть доплаты депутатам?
— Слухи ходят, но сведений о выплате денег я не видел. Если и платят, то небольшом количестве депутатов. Кстати, такие доплаты точно имеют место в других фракциях и группах. Зато много активных депутатов недовольны низкой зарплатой, а это означает, что они, как и вообще большинство депутатов, таких доплат не получают.
— В последнее время много говорят о возрастающей роли партнера и друга Кононенко Александра Грановского. Какова его роль в БПП?
— Я так понимаю, что он важен помощник Кононенко в решении сложных и «деликатных» задач. То есть как специалист в юридических или экономических хитросплетениях помогает Кононенко решать сложные задачи в каких-то экономических или лоббистских вопросах.
— А Сергея Березенко?
— Он ответственен за так называемые организационные вопросы, связанные с партийной, избирательной и поствыборной работой.
Кстати, еще одна проблема Порошенко — отсутствие идеологической идентификации его партии. Я, например, не знаю она левоцентристского, центристских или правоцентристской. Вот, например, для меня как сторонника "украинского мира", союзников в Администрации президента или в партии нет — начиная с Ложкина и заканчивая Кононенко или Березники.
Я БЫ ХОТЕЛ ПОСМОТРЕТЬ КТО КРОМЕ «НАРОДНОГО ФРОНТА»
НАЖМЕТ КНОПКУ «ЗА» ОДОБРЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
— Ваш выход из БПП некоторые восприняли как предвестник будущих парламентских выборов. Когда их можно ожидать?
— Сценариев много. Давайте дождемся отчета правительства, которое, кстати, я предлагал сделать 11 декабря, чтобы после того определить стратегию, а уже потом принимать бюджет. А после принятия бюджета на год, слушать отчет правительства — то оно немного по-дебильному.
Если в феврале будет отчет правительства, то его могут использовать как форму давления на Яценюка. Потому что после отчета нужно принимать решение — одобрить или не одобрить этот отчет. Я бы хотел посмотреть, кто кроме "Народного фронта" нажмет кнопку за одобрение деятельности правительства. После того, как наберется голосов за принятие действий правительства, оппоненты Яценюк будут ожидать, что он сам напишет заявление и самостоятельно покинет пост премьер— министра.
Итак, после отчета правительства, который состоится, очевидно, в середине февраля, наибольшая вероятность реализации сценария частичного обновления правительства. На втором месте — сценарий формирования нового правительства. Появление нового правительства возможно в условиях разделения "Народного фронта" на две части: собственно, на фракцию и на еще одну группу. Хотя, вероятность такого сценария я считаю не очень высокой.
Есть еще один вариант, который в украинской практике уже использовался — это создание правительства меньшинства. Это было, когда Яценюк ушел с должности председателя Верховной Рады, а Литвина избрали спикером при сохранении правительства Тимошенко, когда в коалиции было меньше 226 депутатов.
— Юридически в коалиции тогда было более 226-ти. Считали по количеству депутатов в коалиционных фракциях.
— Да, но по факту — я имею в виду депутатов— подписантов — было менее 226.
Поэтому, при желании президента можно сформировать и правительство меньшинства. Тогда в его основе будет БПП и, фактически, это будет президентское правительство.
И последний сценарий - досрочные выборы. Вероятность этого сценария возросла после "исторического" заявления Яценюка и Авакова о референдуме. Ранее, как известно, я критически относился к возможности досрочных выборов в 2016-м году и считал, что эта тема станет актуальной только в 2017-м. Но "Референдумная история" от Яценюка актуализировала тему досрочных выборов.
— Говорят, что Яценюк пошел войной ...
-– Точнее, объявил войну президенту. Но это объявление войны фантастически непрофессиональное и непродуманное. Выступать с инициативой референдума, где вопрос от Медведчука, Симоненко и Тимошенко, а часть вопросов вообще неадекватная – это, как минимум, непродуманно. А чего стоит уникальный вопрос о "полной парламентской республике"? Я как доктор политических наук не знаю, что такое "полная парламентская республика". Скорее всего, имелась в виду идея ликвидировать прямые выборы президента и передать все полномочия премьеру. А это, как вы понимаете, – прямой вызов президенту.
Единственный вопрос, который можно выносить на референдум, – об особом статусе местного самоуправления на Донбассе. Но зачем его ставить, тратить средства на референдум, усиливая конфликт в обществе, когда ответ нам уже известен по ряду социологических исследований: большинство общества - против такого статуса!
Кстати, актуализация идеи досрочных выборов привела к тому, что руководство БПП, "Батькивщины" и "взаимопомощи" начали готовить своих кандидатов в округах.
— В округах - мажоритарщиков? То есть выборы по старой системе?
— Да. Все считают, что, если грянет гром, то, как всегда, не договорятся и будет действовать нынешний закон о выборах. Все понимают, что власти выгоден этот закон. И тогда схема выглядит следующим образом: власть идет тремя колоннами - блок Петра Порошенко, Блок Саакашвили и братская структура "Наш край" — и при этом надеется на победу мажоритарщиков от власти, будут поддержаны серьезным админресурсом.
Таким образом президент планирует получить 226 голосов в следующем парламенте. Итак, тогда премьер-министр или от БПП, или Саакашвили. Такой предварительный план действий.
Я, честно говоря, слабо верю в вероятность реализации такого плана. Думаю, не я один.
Поэтому переговорные ресурсы, как не допустить досрочных выборов в 2016-м году, еще не исчерпаны.
Алексей БРАТУЩАК, Украинская правда
|