Украинские импортеры бананов и другой фруктово-овощной продукции по логике развития рынка разделены на две группы – на крупные операторы, которые находятся на рынке по десять-пятнадцать лет и мелких-средних, которые ведут другой бизнес (например, торгуя мясом), выходя на рынок при благоприятных условиях (в том числе для осуществления контрабанды). Вторые покидают покидая рынок в случае изменения этих условий не в их пользу. Время от времени также возникают возможности для завоза отдельных мелких партий бананов и у отдельных лиц-контрабандистов. Государственные органы успешно преодолевают это явление, но оно возникает снова и снова.
Представители первой группы развивают отечественную логистику, имеют стойкие многолетние отношения с ведущими заграничными производителями и операторами рынка, они заинтересованы в стабильном развитии процессов в сфере импорта, их прибыль формируется за счет увеличения объемов продукции и качественного развития внутреннего рынка.
Этим «тяжеловесам» необходима прозрачность и вразумительность рынка, выгодная законодательная стабильность и отсутствие контрабанды. Вторая группа получает прибыль по принципу «сейчас или никогда», ориентируясь на кратковременные условия, потому им выгодно «урвать» в кратчайшие сроки наибольшую прибыль, пренебрегая при этом даже собственной безопасностью, не говоря уже о законодательных нормах или стабильности рыка. Украина не является исключением в этом отношении - вопрос только в том, какое соотношение между этими группами импортеров поддерживает своими действиями государство. Крупные операторы рынка объединилась в национальную Ассоциацию импортеров фруктов и составляет институционную основу фруктово-овощного рынка Украины. Между Гостаможслужбой и Ассоциацией был заключен меморандум № 101 от 01.09.2006г., соглашений № 22 от 22.11.2007г. и № 88 от 11.12.2008г., относительно развития открытых и партнерских отношений. Эти соглашения были заключены в соответствии с основными целями создания Ассоциации Импортеров Фруктов, которыми является предоставление объективной информации официальным органам Украины о мировых ценах на овощи и фрукты, содействие добросовестной и честной конкуренции на рынке Украины, а также противодействие незаконным действиям. Ассоциация все то время регулярно предоставляет информацию относительно импорта бананов в Украину, в режиме реального времени публикует эти данные на собственном сайте. Понятные и стабильные, урегулированные законом условия ведения бизнеса выгодны членам Ассоциации, поскольку позволяют привлекать инвестиции, реализовывать масштабные проекты по развитию национальной инфраструктуры оптовой торговли фруктово-овощной продукцией. Следовательно «серый» импорт не выгоден членам Ассоциации, потому они всячески способствуют борьбе с контрабандой, выступают за развитие открытых партнерских отношений с государственными органами. Таким образом, борьба отечественных импортеров с действиями, которые способствуют контрабанде, тонизации бизнеса и это отнюдь не прихоть или моральный императив руководителей фирм-импортеров, а рациональные требования логики развития рынка свежей фруктово-овощной продукции. Развитие партнерства государственных органов с такими субъектами развития рынка сделают его открытым, предполагаемым и цивилизованным.
Импортирование свежих фруктов и овощей, на мой взгляд, является одной из составляющих обеспечения полноценного питания населения, а следовательно одной из составляющих национальной безопасности многих стран. Особенно важным является снабжение свежей витаминизированной продукции зимой и весной, когда отечественные запасы частично исчерпаны, а частично потеряли свои свойства. Развитие отечественной системы импортирования этой важной продукции происходит в процессе становления материальной инфраструктуры рынка, соответствующего сообщества бизнеса, и его отношений с государством. В частности, критически важную роль здесь играет таможня, которая является инструментом проведения социально-экономической политики. Политика эта выглядит временами очень странно.
Осенью прошлого года Государственная таможенная служба Украины приняла постановление следующего содержания: «С целью установления действительности стоимости товаров в соответствии с требованиями Порядка осуществления контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 09.04.08г. № 339 таможенные органы сравнивают заявленный уровень таможенной стоимости с уровнем таможенной стоимости идентичных или подобных (аналогичных) товаров, таможенное оформление которых уже осуществлено и таможенная стоимость подтверждена. Если оказывается, что задекларирован уровень таможенной стоимости ниже уровня таможенной стоимости идентичных или подобных (аналогичных) товаров, таможенный орган требует от декларанта дополнительных доказательств правильности декларирования таможенной стоимости. В соответствии с требованиями Таможенного кодекса Украины и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, и представление сведений для ее подтверждения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.12.06 № 1766 декларант обязан по требованию таможенного органа предоставить дополнительные сведения для подтверждения заявленной таможенной стоимости и обеспечить возможность их проверки. При отсутствии таких доказательств или наличия сомнений в их достоверности таможенный орган определяет таможенную стоимость самостоятельно в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Украины».
Из текста процитированного постановления неоднозначно понятно, что таможенный орган нашей страны устанавливает таможенные сборы с импорта, в частности, бананов, на собственное усмотрение. После принятия этого постановления посольства Эквадора и ЮАР выступили на защиту интересов собственных экспортеров, направив письма протеста в Государственную таможенную службу и Министерство экономики, обратив внимание на то, что подобные таможенные нововведения противоречат требованиям ВТО, в которую Украина недавно была принята.
Осложнение условий для импортеров бананов противоречит и тенденциям на мировом рынке торговли бананами. Например, в то же время органы государственной власти Российской федерации заключили с Эквадором на государственном уровне ряд соглашений, которые поддержали интересы крупных российских импортеров бананов. Страны Евросоюза осенью прошлого года закончили многолетнюю «банановую войну» со странами-поставщиками Карибского региона.
Ассоциация импортеров фруктов обратилась к руководству Гостаможслужбы с письмом, в котором, в частности, сообщила, что «за последние три месяца импортеров фруктов вынуждают проводить таможенное оформление товаров по ценам, которые более чем в 2 раза превышают реальные закупочные цены импортеров. Попытки наладить сотрудничество с таможенными органами и навести порядок в этом вопросе не привели к успеху. Анализируя данные ценовой политики покупки бананов за 9 месяцев 2009 года, средняя цена осталась фактически на уровне 2008 года. Средний вес нетто коробки составлял 19, 2кг (для коробки стандарта 22XU).
После повышения индикативной цены с 500$ за тонну нетто при условии СІF Черное море - Украина (около 9$ за коробку), до 850$ за тонну нетто СІF Черное море Украина (около 16,3$ за коробку), мы видим резкое снижение импорта в сентябре 2009 года, что снизило объем реализации бананов на внутреннем рынке почти на 70%. В среднем, цена на внутреннем рынке Украины в результате повышения индикативу, выросла на 1,5 $ на коробке. Как показывает статистика, объем импорта бананов упал за счет повышения цен на внутреннем рынке и за счет тенизации импорта бананов предприятиями, которые не входят в Ассоциацию Импортеров Фруктов. Импортеров вытесняют в тень. Просим поддержать нас в этой сложной для нас ситуации, и продлить наше сотрудничество».
В то же время, реагирующие на принятое, на мой взгляд, странное постановление, Ассоциация импортеров в первую очередь заметила, что «Гостаможслужба не способна аргументированно ответить, почему импортеров принуждают растаможивать фрукты по ценам, которые превышают реальные». Впоследствии на сайте была опубликована позиция Ассоциации относительно последствий принятия указанного постановления: «После того, как в украинских СМИ появился ряд статей об использовании ГТСУ цен для растаможивания фруктов, намного превышающим реальные цены, за которыми импортеры покупают фрукты, пресс-служба таможенной службы размещает график импорта бананов за 2008 и 2009 годы (см. рис.1), комментируя: «в первом полугодии текущего года несколько снизились объемы ввоза этих фруктов (бананов) сравнительно с прошлыми периодами, но, в первую очередь, это связано с мировым экономическим кризисом. Наибольшее падение объемов ввоза бананов, как видно из графика, было зафиксировано в апреле 2009 года. Но в октябре текущего года объемы их ввоза превысили показатель октября прошлого года». Таким образом, Государственная таможенная служба списывает все колебания цен на внешние факторы и снимает с себя всякую ответственность».
Ассоциация импортеров фруктов проанализировала график ГТСУ и размещает свой график импорта для сравнения.
В целом тенденция колебания цен похожа, но почему-то ГТСУ опустила тот факт, что, сравнительно с 2008 годом в 2009 объем импорта с января по августа был ниже лишь в 1,3 раза, даже в апреле, а в сентябре этот разрыв внезапно увеличился до двух раз после повышения индикативов. Анализируя график, приведенный ГТСУ, также видно эту минимум был в сентябре. Повышение ж объемов импорта бананов в конце октября произошло в результате снижения цен CIF на Средиземноморье (CIF Черное море 450-500 дол. США). Импортеры покупали большие объемы по низким ценам, ожидая их повышения в начале ноября.
Дальше в тексте пресс-служба ГТСУ отмечает, «что использование индикативных цен противоречит принципам ГАТТ/ВТО, потому Таможенной службой не применяется. В соответствии с требованиями украинского и международного законодательства таможенной стоимостью товаров является стоимость фактически оплаченная или подлежащая уплате, вычисленная согласно с требованиями Таможенного кодекса Украины. При этом в соответствии с требованиями статьи VII ГАТТ таможенная стоимость - это действительная стоимость товара, по которой такой или аналогичный товар продается или предлагается к продаже при нормальном ходе торговли на условиях свободной конкуренции». Здесь возникает вопрос о том, что именно понимает Гостаможслужба под «действительной стоимостью товара». Логично напомнить, что «действительная стоимость товара» отмечается в инвойсах, которые компании-импортеры подают в Гостаможслужбу, которая в свою очередь, в сущности, игнорирует их.
Дальше пресс-служба ГТСУ фактически приводит цитаты из справочника из ВЭД, но ответа на поставленные вопросы опять же нет. Гостаможслужба определяет индикативную стоимость ровно в таком размере, как ей пожелается. Например, в начале ноября при растаможивании бананов от одного грузоотправителя, на одном судне, с одинаковой упаковкой, одного сорта, при одинаковых инвойсах, которые подают импортеры для растамаживания 500 дол. США CIF, ГТСУ устанавливает индикативную стоимость 800, или 850 дол. США в зависимости от симпатии к компании-импортеру.
Также следует отметить, что аналогичная ситуация происходит во время формирования таможенным органом индикативной стоимости при импорте цитрусовых, где каждому из импортеров на один и тот же вид товара идентичной марки, сорта, страны происхождения и качества устанавливается разная таможенная стоимость.
Результатом такой деятельности Гостаможслужбы стал существенный резонанс в СМИ. Издания публиковали материалы, критикующие таможенную службу. По мнению журналистов-аналитиков, решение Гостаможслужбы является абсурдным с точки зрения развития украинского государства: за вступление во Всемирную торговую организацию шла многолетняя борьба, это было провозглашено стратегической целью многих кабинетов министров, зачем нарушать ее правила? Зачем тогда Украине ВТО и чего стоят подписи нашей стороны под соответствующими соглашениями?
Большинство склонялось к тому, что постановление направлено на создание условий для злоупотреблений на таможне, поскольку предоставлена постановлением субъективная возможность «сомневаться» в предоставляемых документах относительно покупательной цены на бананы, обязательно образует риск коррупционных действий и, следовательно, приведет к росту риска контрабандного ввоза этих и других фруктов. Кроме этого, аналитики в СМИ отметили что постановление Гостаможслужбы содействует развитию негативного имиджа Украины в мире как нестабильной, непредсказуемой, иррациональной в своих действиях и неблагоприятной для ведения цивилизованного бизнеса, государства. Такие действия только отпугивают инвесторов как от государства, так и от национальных бизнесс-структур. К тому же это не содействует развитию атмосферы партнерства между государством и бизнесом в целом и способствует фактическому повышению цен на импортированные фрукты в начале осенне-зимнего периода, а это негативно отразится на возможностях их потребления и укрепления массового иммунитета населения. Зимой потребность в потреблении свежих фруктов растет, поскольку увеличивается заболеваемость на грипп и ОРВИ.
Нашелся и автор, который поддержал таможенников из псевдо-патриотических позиций, поставив заявления Эквадора и ЮАР по грустной традиции, в один ряд с действиями российского Газпрома относительно необходимости соблюдения взятых на себя обязанностей по закупке установленных соглашениями объемов газа. Отсюда, по его мнению, ситуация должна рассматриваться в плоскости национальной безопасности. « И изменить это может только смена власти импортеров-контрабандистов (и честных также) на власть экспортеров-производителей. Иначе наши президенты с премьерами и украинские потребители скоро будут танцевать под аутентичную дуду бедуина. А за некачественное выполнение па будут штрафовать как за недопотребляющий газ», - писал один такой комментатор.
Примечательно, что в буквальном смысле автора можно понять, что среди импортеров-контрабандистов есть «также и честные». Кто они? Конечно, «свои», то есть контрабандисты, которые выиграли от такого постановления, кому будут устанавливать таможенную стоимость ниже фактической! За это «честный» таможенник получит, по-видимому, свое «честное» вознаграждение. И, что в Украине сейчас власть принадлежит «импортерам-контрабандистам», которые принимают решение против собственных же интересов. Но вернемся к таможне, в процессе общественного обсуждения постановления и его последствий, на сайте Гостаможслужбы появилось разъяснение, в соответствии с которым Украина «ничего не нарушает», поскольку вообще не использует индикативных цен. Просто в случае возникновения сомнений таможенный орган «самостоятельно устанавливает таможенную стоимость».
«Святая простота» или «божья роса»? Такой уровень ли правосознания таможенной службы, который допускает нормальность несоблюдения государственных обязанностей ради удовлетворения собственных «сомнений»?
В результате таких действий со стороны Таможенной службы напрашиваются далеко нелицеприятные выводы. Ведь, таможенники своим постановлением поддержали «серый импорт» и нанесли цивилизованным импортерам материального вреда. Чем нарушили соглашение с сообществом бизнеса отечественных импортеров, которое заинтересовано в развитии цивилизованных отношений на рынке и нанесли имиджу Украины в рамках ВТО прямой вред. Кроме этого усматривается создание риска коррупционных отношений относительно установления стоимости таможенных сборов. И напоследок, постановление увеличило цены, а соответственно, таким образом нанесло вред здоровью населения, ограничив в условиях финансового кризиса доступ в зимний период к витаминизированным свежим фруктам. Выводы относительно полезности таких действий таможенной службы нашего государства и целесообразности сохранения действия указанного выше постановления каждый может сделать самостоятельно. Отдельный вопрос – кто возместит импортерам нанесенные незаконными взысканиями убытки?
Петр Дынников
|