Внедрение открытого ведения торгов для государственных предприятий на электронных площадках имело своей основной целью снизить уровень коррупции и слить в небытие откатные схемы. Во время старта вступления в силу Закона Украины «О публичных закупках» сооснователь площадки электронных торгов NEWTEND, участник системы ProZorro Алексей Стародубов заявил, что только за один год открытость и прозрачность торгов позволят сэкономить около 50 млрд. грн. бюджетных средств.
Но, как показывает практика, некоторых чиновников открытость тендеров отнюдь не испугала. Так, в Киево-Святошинском районе столицы по странному стечению обстоятельств систематически выигрывают торги компании с практически самой высокой ценой. В управлении образования, молодежи и спорта Святошинской районной в г.Киеве государственной администрации на выполнение распоряжения КГГА «О программе экономического и социального развития г.Киева» был оглашен ряд тендеров.
В мае месяце 13 тендеров по закупке и установке окон ВСЕ без исключения выигрывает общество с ограниченной ответственностью «Компания Орион Голд». Поистине «золотая» компания – на всех аукционах у нее максимальная цена. Остальные предприятии, хоть и выставляли цену на 10-15% дешевле, остались пасти задних. Общая сумма тендеров – практически 4,5 миллиона грн.
В том же месяце управление организовывает еще 4 тендера на капитальный ремонт фасадов. Их вновь выигрывает ООО «Компания Орион Голд», предложив самые высокую стоимость работ. Общая сумма – 990 тысяч грн.
Удача опять улыбнулась «Ориону» и в следующих 19-ти тендерах. Суммарно по состоянию на начало месяца компания побеждает в 36 торгах на общую сумму 8 368 800 грн. только в Управлении образования Святошинской горгосадминистрации.
В Управлении строительства, архитектуры и землепользования Святошинского района столицы ООО «Компания Орион Голд» также выигрывает 4 тендера общей суммой 748 100 грн.
Инженер-строитель с 17-м стажем Сергей Шаленко видит в этом довольно четкую коррупционную схему. «Внедрение системы Прозоро весьма хороший шаг, - отмечает он. – Но в ней изначально есть червоточина. Сумму ремонта определяет не тендерный комитет, а частные лица, которые изначально завышают стоимость. После, формируются условия четко под одну компанию. Иногда весьма бредовые. Например, в фирме должно работать 40 человек: 10 брюнетов, 10 блондинов и 20 рыжих». Вполне понятно, что это отсекает большую часть участников, так как они не подходят по условиям.
Работа самих же оценщиков и специалистов по техническому надзору за выполнением работ со стороны заказчика-муниципальной власти также имеет свои нюансы. Так, в том же Святошинском районе столицы на проведение технического надзора управления строительства и архитектуры все тендеры выигрывает ФОП Косован В.В. на сумму 127,58 тыс. грн., и в управлении образования ему также очень везет – выигрывает торги на надзор всех капремонтов на 291 тысячу грн. «Исходя из того, что один день технадзора стоит 355 грн. получается, что для выполнения работ ему понадобится 359 и 822 дня соответственно. Уверен, что за это время многие из руководителей сменят посты или просто убегут с бюджетными деньгами», – говорит Сергей Шаленко. Кроме того, специалист уверен, что «сертифицированный технический надзор» и «сертифицированный инженер-сметчик», в далеком 2007 году были «придуманы» Постановлением Кабмина под лицензированные виды строительных работ. «Схема была продумана очень тщательно для вымывания бюджетных средств. Но вдруг случился Майдан, потом война, потом отменили лицензии на строительные работы, дабы дать продохнуть бизнесу (оставили лицензирования 4 и 5 категории слохности - это метро, мосты, высотное строительство, а на строительно-ремонтные работы отменили все – прим.ред.), – продолжает высказывать свою позицию г-н Шаленко. - Но «жуки от коррупции» вспомнили, что есть вариант вымыть из бюджета от 1.8 до 2%, что и сделали. Но самое интересное наступает дальше, сметы по 1-2% стоимости проверяют различные КП типа «Киевэкспертиза», это уже после сертифицированного инженера сметчика».
В марте прошлого года мэр столицы Виталий Кличко подписывает распоряжение «О мониторинге социально-экономического развития г.Киева», в котором начиная с суммы 100 000 грн. экспертиза обязательна. «Затем работы принимает «Заказчик», далее «Технадзор», а после всех приходит Госфининспекция, проверяет все снова и говорит: все кто были передо мной являются прибыльными структурами поэтому их выводы не принимаем ни мы, ни суд в случае выявления нарушений. Если предприятие выиграло тендер честно – пусть работает без этих ЖЭКов, проверяет результат только государственный орган– Госфининспекция», – отмечает Сергей Шаленко.
Кроме этого, по его словам «руководители управлений района приобрели должности за взятки и поэтому при смене руководства района меняется только фамилия человека, которому надо занести, и работай дальше». Шаленко также обращает внимание на тот факт, что бывший руководитель Святошинской РГА Илья Сагайдак и его заместитель Ирина Жидченко пошли на повышение в мэрию города.
Стоит отметить, что по информации Киеввласти за 2015 г. Илья Сагайдак задекларировал 245 тыс. 443 гривны 28 копеек доходов и 8 домов, 29 квартир и 15 гаражей, которыми владеет его жена. От государства Илья Сагайдак не погнушался получить помощь на ребенка в размере чуть более 10 тыс. грн.
Вполне возможно, что своим карьерным ростом оба чиновника обязаны разработанной несложной партией по обходу системы «Прозоро»: специалист-оценщик за выигранные тендеры делает завышенную оценку, далее тендерный комитет столичных районных управлений принимает это за чистую монету и «вырисовывает» приемлимую для будущих победителей цену, а также условия, которые никто из участников (кроме одного - облюбованного) выполнить не сможет. Получается, что вроде как и все чисто, но по-прежнему выигрывает только избранные.
Не исключено, что заявление министра экономического развития и торговли о грядущей экономии от внедрения ProZorro на уровне 40-50 млрд гривен в 2017 году являются всего лишь банальным пиаром.
Адвокат Алексей Вербовский говорит, что в случае нарушения процедуры закупки, необходимо подать жалобу в форме электронного документа через систему электронных закупок. «Жалоба автоматически вносится в реестр жалоб и размещается на сайте. На протяжении трех дней определяется время и место рассмотрения жалобы. Сама жалоба должна быть рассмотрена на протяжении 15 дней. При этом, при принятии жалобы, система автоматически приостанавливает торги. Результаты рассмотрения также размещаются на площадке. Таким образом, в случае нарушения Ваших прав при рассмотрении тендерного предложения, необходимо в кратчайшие сроки подать жалобу через площадку торгов. К жалобе необходимо максимально приобщить доказательства. Орган обжалования обязан отреагировать на жалобу и устранить нарушения. В случае не объективного отказа в удовлетворении жалобы, необходимо обращаться в суд», – заявил он.
Юрист также образщает внимание на недоработанность закона «Ст. 9 Закона «О публичных закупках» предусмотрен общественный контроль в сфере публичных закупок. К сожалению, сама процедура контроля, способы участия общественности и порядок обжалования Законом не определены. В случае выявления нарушений, вы можете обратится к администрации площадки. Но такое обращение будет носить рекомендательный характер и может быть проигнорировано. Более эффективным способом буден письменное обращение о выявлении нарушений в Антимонопольный комитет (обращается крайне мало т.к. АМКУ принимаются заявления только с счетом о проплате 10 000-15 000 грн. – прим.Ред.). Так же Законом установлена и ответственность за нарушения условий проведения торгов. Ответственность несут члены тендерного комитета или уполномоченные личности персонально. Основным видом ответственности является административная, предусмотренная ст. 164-14 КУоАП «Нарушение законодательства о закупках». В случае наличия в действиях виновных лиц состава преступления они также будут привлечены и к уголовной ответственности», – резюмировал Вербовский.
Евгений ПУСТОВОЙТ
|