С налогами «грешат» почти все. «Скрутки», оффшоры, манипуляции с налоговым кредитом НДС или занижение прибыли - все эти схемы вошли в жизнь отечественного бизнеса и уже не вызывают особого удивления. Честный бизнес - это скорее исключение, чем правило, и выжить в конкурентной борьбе таком бизнеса значительно сложнее.
Словно подтверждая такое «правило», министры, депутаты и даже некоторые международные советники утверждают, что борьба с уклонением от налогообложения должна начаться именно с малого бизнеса. Мол, упрощенная система налогообложения (далее УСН) - это своеобразный внутренний оффшор, через который можно скрывать и выводить средства. Однако есть нечто, о чем не говорит ни один чиновник или советник МВФ.
То, что не вписывается в общую логику веры в «порочный менталитет». Это факты и цифры, которые в корне меняют представление об украинской практике уклонения от уплаты налогов. Накануне Институт социально-экономической трансформации обнаружил крупнейшие схемы по уклонению от уплаты налогов в Украине, через которые, по расчетам исследователей, государство ежегодно недополучает 100 млрд грн.
Речь идет об оффшорных схемах, злоупотреблении на таможне, деятельности конвертационных центров. Конечно, это не отменяет и не оправдывает налоговых преступлений, совершенных представителями малого и среднего бизнеса, но заставляет задуматься о правильности приоритетов власти. Согласно исследованию, общие потери бюджета от применения схем с использованием УСН составляют до 10 млрд грн в год. В частности, речь идет о выводе прибыли с предприятий с помощью фиктивных СПД, оформление работников предприятия ФЛП, уклонение от уплаты ЕСВ и НДФЛ, занижение малыми предприятиями объема полученной выручки.
Все эти схемы также проанализированы и даны рекомендации по уменьшению злоупотреблений. Радикально иная ситуация - в сегменте крупного бизнеса, в частности, уклонение от уплаты налогов с помощью упрощенной системы налогообложения. Хотя доля крупных компаний в общем количестве предприятий в Украине малая, именно на них приходится большая часть недополученных бюджетом средств. Крупные предприятия для уклонения от налогообложения чаще всего используют оффшоры.
По расчетам международной организации Global Financial Integrity, в течение 2004-2013 годов из Украины без уплаты налогов было выведено около 116 млрд долл., что составляет в среднем 9,4% от ВВП ежегодно. Если предположить, что эта тенденция продолжается, то речь идет о 9 млрд долларов в год или о 240-250 млрд грн. Соответствующие потери бюджета от неуплаты налога на прибыль составляют около 50 млрд грн. в год. Также большое распространение получили схемы по уклонению от уплаты НДС, в том числе через создание фиктивного налогового кредита. Хотя в последние годы борьбе с этим явлением было уделено особое внимание, мошенники все равно находят возможности уменьшить налоговые обязательства, используя так называемые скрутки.
Система электронного администрирования НДС, которая стала причиной закрытия большинства схем по НДС за последние несколько лет, также усложняет работу бизнеса, забирая у него много времени на администрирование, а в некоторых случаях - еще и оборотные средства. Размер нарушений за последние годы сократился, но махинации с НДС отбирают в бюджет 10-12 млрд грн. в год.
Впечатляющие масштабы злоупотреблений крупными предприятиями можно наблюдать и на таможне. По данным Global Financial Integrity, занижение стоимости импорта, контрабанда, схемы по ввозу товаров физическими лицами в течение 2004-2013 годов обошлись бюджету в среднем 13 млрд долл. в год. Иными словами, стоимость импорта занижалась на 20%, а с учетом сокращения импорта в последние годы соответствующая цифра в 2016 году должна составлять около 9 600 000 000 долл.
За время после революции Достоинства произошли определенные изменения, которые позволяют осторожно говорить об уменьшении объемов злоупотреблений. Сложно точно оценить потери бюджета от различных видов злоупотреблений на таможне, но различные методологии подсчета дают впечатляющий диапазон: ежегодные потери бюджета от уклонения от уплаты налогов на таможне оцениваются 25-70 млрд грн. В общем большой бизнес олигархических кланов с помощью различных схем недоплачивает государству 100-160 млрд грн в год. Такие цифры в условиях войны с Россией впечатляют. Эти средства, даже несмотря на низкую институциональную способность государственных органов, могли бы способствовать укреплению обороноспособности страны, улучшить качество образования и медицины.
Проведенное исследование кардинально меняет взгляд на сферу уклонения от налогообложения в Украине. В частности, относительно приоритетов борьбы с этим явлением. Обладая этой информацией, чиновникам для получения фискального эффекта достаточно совершить ряд законодательных и институциональных изменений по борьбе со схемами, которые построили всего несколько сотен крупных предприятий, и улучшать качество украинских институтов, приближая их к прозрачным европейским стандартам. Конечно, для этого нужна политическая воля.
Таким образом, вопреки словам некоторых политиков и отдельных иностранных советников, настоящую борьбу с налоговыми преступлениями необходимо начинать именно с больших запутанных схем, которые не увидишь невооруженным глазом. На то существует несколько причин.
Первая - прагматичная, ведь именно так можно в кратчайшие сроки максимально увеличить налоговые поступления в бюджет.
Вторая - моральная, ведь борьба со схемами на высшем уровне стала бы сигналом о равенстве всех перед законом, когда за нарушение наказывают всех, несмотря на фамилию владельца предприятия.
Третья - поддержка со стороны населения, одобрительно отнесется к минимизации злоупотреблений со стороны крупного бизнеса. Имея эти знания, можно победить даже самых пессимистов. Однако самое главное - убедить тех, от чьих решений зависит курс государства. Победить их сознательное или навеянное представление о украинский как нацию уклонщиков.
Олег ГЕТЬМАН, Экономическая правда
|