Закон «Об очищении власти» — проще говоря, о люстрации — становится источником коррупции. Чиновники и силовики находят все новые способы и схемы, как избежать увольнений.
Цена вопроса, по словам адвокатов, — от полмиллиона гривен. Впрочем, депутаты говорят, что сам закон нужно пересматривать, поскольку в стране уже некому работать.
Кого не коснулась люстрация
На последнем заседании Антикоррупционного комитета в парламенте огласили список чиновников, которых по каким-то причинам люстрация обошла, хотя не должна была.
Например, среди названных — губернатор Кировоградской области Сергей Кузьменко, замглавы АП Алексей Днипров, глава украинского бюро Интерпола Василий Неволя. Также в списке начальники управлений СБУ, сотрудники МВД, прокуроры. Причем уверяли, что прокуроров прячут от люстрации, переводя на другие должности в другие прокуратуры. Так, подтвердили в Антикоррупционном комитете, поступили с бывшим прокурором Деснянского района Киева Михаилом Твердохлебом — его перевели в Киевскую область. «На самом деле я уже уволился из органов и не работаю там. Ушел по собственному желанию, так что могут не беспокоиться», — сказал Твердохлеб.
Потеря опытных юристов
Такая же история и с бывшим зампрокурора одного из районов столицы Андреем Софиевым. Его отец — Сергей Софиеев, который был заместителем столичного прокурора, рассказал, что сын недавно уволился.
«Я и сам сразу ушел на пенсию. А сын попал как раз в третью волну. Он ни в чем не замешан, просто по графику в феврале должен был уйти, вот и ушел. Ему не повезло, он переехал в Киев на работу за три месяца до Майдана, хотя в органах проработал 13,5 лет. Сейчас пока нигде не работает», — сказал Сергей Софиеев.
По его словам, большинство прокуроров уходят в адвокаты и юристы, «у них очень большой опыт, жаль его терять».
«К сожалению, нечто подобное мы уже переживали в начале 1990-х, когда были уволены сотрудники МВД. Тогда хоть прокуратуру сохранили и удалось остановить преступность. Сейчас увольняют всех. Сами посмотрите на статистику и рост преступлений. Недаром говорят: чтобы вырастить хорошего юриста, потребуется 15 лет, вот пусть теперь растят», — подытожил Софиеев.
АТО или люстрация
Впрочем, многие действительно избегают люстрации, и уже существует ряд схем, по которым это делается. Самая известная — поехать в АТО и получить индульгенцию. Правда, не всегда этот метод работает.
«Если этот человек занимал высокую должность, проработал на ней более года и во время Евромайдана не уволился, то статус участника АТО его не спасет. Все остальные — да, они могут избежать увольнения. Но надо понимать, что поездка в АТО — это все же риск», — говорит директор департамента Минюста Татьяна Козаченко.
По словам депутата от БПП, соавтора закона о люстрации Сергея Каплина, после шумихи в прессе чиновникам и силовикам пришлось на самом деле ехать воевать в АТО, а не заскакивать туда на пару дней, чтобы получить отметку.
Перекручивают закон
Еще один способ избежать люстрации — покровительство высшего руководства. «По поводу губернатора Кировоградской области Минюст обращался в Администрацию президента с этим вопросом, но ответа мы так и не получили», — указала Козаченко.
Кроме того, закон научились переворачивать с ног на голову. «Например, история с нынешним замом главы АП Алексеем Днипровым. Сначала его с должности заместителя министра перевели на должность замминистра — руководителя аппарата. По закону под люстрацию попадают все замы министра, а вот о должностях с дублем ничего не сказано, этим и воспользовались», — объясняет председатель совета «Общественного люстрационного комитета» Александра Дрик.
По словам автора закона, депутата Юрия Деревянко, перекрутили документ и в правительстве. «По закону нужно было не просто установить имущество чиновников, но и сверить его с доходами. То есть не только констатировать, что у чиновника есть дом, а еще и выяснить, честно ли он на него заработал. Но Минфин издал инструкцию, по которой Фискальная служба просто проверила, есть ли эта недвижимость в реестре, и все», — подчеркнул Деревянко.
Сколько стоит откупиться
Один из распространенных способов защиты от увольнений — нужное решение суда. «Суды принимают решения, которые позволяют чиновнику избежать увольнения, просто выводят его из категории люстрируемого. Думаю, такие решения принимаются не безвозмездно. Кстати, расценки сейчас в судах выросли в разы», — указывает Каплин. Адвокат Иван Либерман подтверждает, что слышал о расценках за восстановление чиновника или правоохранителя в должности: «Платят от полмиллиона гривен».
Некому работать
Сергей Каплин считает, что закон, которого так долго добивались общественники и депутаты, подлежит ревизии. «Вместе с руководителями высшего звена уволили и представителей среднего звена, тех, кто умеет и может работать. Сейчас в стране кадровый голод, я сужу хотя бы по райадминистрациям — там работать некому, царит хаос. Нужно, чтобы эти люди прошли серьезную проверку, доказали свою честность и вернулись на работу», — убежден Каплин.
Марина ПЕТИК, Анастасия КУЧКИНА, Вести
|