После реформирования полиция не проработала еще и трех лет, а нареканий и претензий к ней уже едва ли не больше, чем к мегакоррумпированным «ментам» времен беглого президента Виктора Януковича.
Практически каждый день в СМИ врывается информация о незаконных действиях, превышении полномочий новой полицией: «Полицейские крышуют цыганских продавцов наркотиков», «В Киеве за крышевание карманных воров и рэкет ларьков задержали двух «оперов», «Сотрудник Национальной полиции попался на получении от посредника части «калыма», Новые копы берут взяток больше, чем старые «менты», «В Сумах полиция «крышует» нелегальную автозаправку» и многое подобное.
Словосочетание «патрульная полиция» чаще всего стало использоваться со словами «крышевание», «коррупция», «взятка». Министерство внутренних дел постепенно реформировалось в ЗАО «Аваков и Ко», деятельность которого исключительно направлено на обогащение любыми путями сотрудников структуры.
На днях народный депутат Украины от Радикальной партии Олега Ляшко Андрей Лозовой заверил, что в Ровенской области МВД продолжает покрывать криминальные организации, получая за это откаты и взятки.
«На Ровенщине «новая полиция» - это старая милиция. Точнее, старые продажные мусора, которые крышуют добычу янтаря, вырубку лесов, наркопритоны, игровые автоматы и другие незаконные бизнесы. Вся кадровая политика и.о. начальника Нацполиции Сергея Максимова сводится к банальной продаже должностей и к привозу "на заработки" начальниками управлений в богатые на янтарь районы опытных в этой уголовной отрасли выходцев из Житомирщины. С такими "реформами" за страну страшно», - возмущается радикал.
СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ И НА ЧЕМ ВОРУЮТ В УКРАИНСКОЙ ПОЛИЦИИ
В Национальной полиции теперь все четко. У каждого «мента» есть свои "традиционные" коррупционные методы "заработков", которые им доступны на различных должностях и службах.
Справедливости ради стоит отметить, что некоторые из офицеров, сержантов и рядовых полиции не используют коррупционных возможностей своих должностей и живут на одну зарплату. Однако "система", как называют полицию между собой ее сотрудники, несмотря на широко разрекламированные реформы (а во-многом и благодаря им), по-прежнему остается насквозь коррумпированной.
Полицейские, которые живут на одну зарплату, остаются для своих сослуживцев "белыми воронами" в "системе". Большинство довольствуется старым принципом "кто на какой теме сидит, на том и зарабатывает".Так, следователи переквалифицируют преступления на более «мягкие» могут «потерять» пару эпизодов из дела, «опера» сливают информацию фирмачам и забывают при обысках вписать часть средств или ценностей. Отделы мониторинга специализируются на краже топлива.
Отделы кадров, которые в любом подразделении МВД традиционно слыли "денежными" за возможность управления карьерой и заработной платой любого сотрудника милиции/полиции - присвоение более высокого звания нужно тем, кто собрался на пенсию – это неплохая прибавка, сдача профподготовки в райотделах, проведение служебного расследования по травмам на службе.
Участковые подмяли под себя стихийную торговлю и надзор за условно осужденными. А вот к патрульным кроме взяток за нарушение правил дорожного движения, мзды с уличных хулиганов и наркоманов можно смело добавить в спарке с участковыми крышевание "наливаек" (киоски в которых на розлив продают алкашам дешевое спиртное – прим.Ред.) и мобильных кофейень. В «богатых» участках с большими парками и станциями метро за год службы патрульный может купить себе машину. А за несколько лет службы – даже квартиру.
ФАЛИСИФИКАЦИИ КАК НОВОЙ СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ
Как видно ЗАО «Аваков и Ко» довольно прибыльная организация, но даже при таком прибыльном и оборотном деле они постоянно нарушают права мирных граждан, всячески унижая их и пытаясь забрать последнее. Во многом, таким образом патрульные себе делают показатель работы, за который они, собственно, и получают зарплату. Когда не успевают – они попросту фальсифицируют протоколы об административных правонарушениях.
По мнению адвоката Сергея Козореза, некоторые патрульные фальсифицируют мелкие административные правонарушения, которые практически никто оспаривать не будет. «Схема весьма проста. Судите сами: патрульные проверяют документы граждан, которые гуляют паркам и скверам и что-то записывают себе в блокнот. На первый взгляд ничего подозрительного. Через месяц приходит из полиции постановление за распитие спиртных напитков в общественном месте предупреждение или штраф 85 грн. по 178 КпАП. Кто пойдет к адвокату и заплатит только за консультацию в пять раз больше. Многие просто молча идут и платят», – отмечает он.
Адвокат, заслуженный юрист Украины Игорь Черезов также убежден в том, что полиция сменила только вывеску и никакой реформы с очищением власти в МВД не произошло. Он вспоминает недавнюю ситуацию с патрульными полицейскими и «барсеточниками». «В день кражи из авто мой товарищ поехал в милицию и написал заявление. Никто ж не знал, что чемодан вернется, а документы пришлась бы восстанавливать. Его вернул таксист. Когда мой товарищ писал заявление, то он оставил номер телефона сим-карты, которую купил по дороге в отдел полиции. И вот сегодня этот телефон, вдруг, зазвонил! Мужской голос предложил моему товарищу... вернуть чемодан, который у него украли... и просит за возврат чемодана, того, самого, который таксист вернул в день кражи, две тысячи гривен. Причем, называет марку машины, из которой чемодан был украден. Осталось только назвать звание и фамилию полицейского, который ему номерок моего товарища продал», – отметил он. Адвокат предполагает: «полиция научилась клонировать чемоданы, что маловероятно, либо крышует наша полиция, как и раньше, барсеточников». «Номер телефона мой товарищ никому, кроме "правоохранителей" не давал. Собственно, ничего удивительного. Жаль только, что как были мусорами, так мусорами и остались», – резюмирует Игорь Черезов.
Практика показывает, что ласые до показателей и чужих денег патрульные могут даже фальсифицировать управление автомобилем в нетрезвом состоянии по ст. 130 КУпАП. Есть уже несколько в этом направлении решений судов. И таких махинаторов ждало суровое наказание. Патрульный Евгений Савин был осужден по 366-й статье Уголовного Кодекса за составление заведомо неправдивого документа и привлечение к ответственности за вождение в нетрезвом виде.
Согласно материалам дела Савин остановил мопедиста у которого отсутствовали документы и якобы были признаки алкогольного опьянения. В решении суда указано, что в этот момент Савин решил пойти на преступление - подделать протокол. Вместо того, чтобы привлечь к ответственности водителя мопеда, Савин внес в протокол паспортные данные автомобилиста, который не отдал магнитолу. В этом протоколе, инспектор ГАИ обвинил водителя, что он якобы управляя мопедом отказался от медосмотра в присутствии двух свидетелей. Из копии приговора выяснилось, что за два дня до фальсификации протокола в отношении Александра, Савин подделал административный материал в отношении другого автомобилиста. В роли «свидетелей» выступали знакомые Савина - граждане, которые и поставили свои подписи в протоколе.
Подобная ситуация произошла и в Черновцах. Там несколько патрульных полицейских Кицманского ВП под руководством старшего лейтенанта полиции Михаила Ткачук попробовать безосновательно обвинить человека в управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Согласно материалам дела, дождавшись, когда сын отошел от мопеда и отец остался один, патрульные начали осуществлять свой преступный план. Пятеро здоровых полицейских напали на него и силой затащили в свою служебную машину, после чего отвезли его на пост полиции. На посту гражданину предложили пройти тест на алкоголь. Семь раз продувался «Драггер», после чего, мужчину отпустили и отдали ему мопед.
Но это только начало продуманного преступного плана. Дождавшись, когда задержанный уедет, полицейские приступили к оформлению протокола за езду в состоянии алкогольного опьянения. Протокол был выписан по всем правилам, вот только полицейские сами написали пояснения за нарушителя и расписались за него. Как обычно, свидетели были подставные.
В Черкасской и Ивано-Франковской областях произошли практически аналогичные ситуации. Активист «Дорожного контроля» утверждает, что фальсификации патрульными админпротоколов случаются все чаще и чаще. «При сохранении тенденции штрафы скоро штрафы патрульные будут выписывать не выходя из дому: этот пьяный, этот неправильно перешел дорогу, этот разговаривает за рулем и т.п.», – отметил он.
СФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫЕ ПРЕМИАЛЬНЫЕ
Причиной такому всплеску административных протоколов может сдужить ввело система поощрения сотрудников, из-за которой полицейский должен стремиться, чтобы люди как можно больше нарушали закон.
«В частности, полицейским начисляются баллы за составленные протоколы и наложеннные на нарушителей штрафы. За выписывание обычного штрафа на водителя начисляют 1 балл. Однако за протокол по ст.130 и эвакуацию авто на частную штрафплощадку...зачисляют уже 6 баллов. Ст. 178 оценивается в 2 балла За арест человека "за непокору вымогам" по ст.185 - дают 5 баллов. Потому так много арестов "непокорившихся", - отмечает журналист Ростислав Шапошников. По его словам, кто не дотягивает до уровня попросту начинают фальсифицировать протоколы для получения заветной премии.
Психолог Лилия Вайнер говорит, что частично в этом виновато само общество. «мы слишком многого ожидали от новых патрульных. Что они статут идеальным помощником всем гражданам. А на поверку они оказались людьми с обычными слабостями и желанием быстро обогатиться. И если раньше им многие ошибки списывались на неопытность и малый срок обучения. То сейчас, можно сказать, обучились и поднаторели только в способах изымания дани с обычных граждан», – говорит она.
Лилия Вайнер говорит, что «нужно срочно почистить ряды окоррупмировавшихся патрульных». «Достойной заменой могут служить люди с фронта, которые хотят стать полицейскими. Но и для них нужна специальная проверка на предмет податливости к коррупции и нарушениям закона», – отметила психолог.
Стоит отметить, что рейтинг доверия населения к Национальной полиции за три года снизился в разы. Об этом свидетельствуют данные соцопроса Фонда "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива и социологической службы Центра Разумкова. Полиции в целом не доверяет 67,5% респондентов, доверяет – 21,7%. Баланс доверия/недоверия составляет -45,8%, за год он опустился на 1,5%. Патрульной полиции не доверяет 53,5% участников опроса, доверяет – 34,7%. Баланс доверия/недоверия составляет -18,8% (снизился на 23,5% по сравнению с декабрем 2016 года).
Напомним, что в 2015-м году министр МВД Арсен Аваков обещал, что «вместо карать и «крышевать», полиция будет - служить и защищать!» Но пока почему-то полиция продолжает выполнять функцию карательно-обогатительного предприятия, которое затрагивает все сферы деятельности украинских граждан, нарушает большинство их конституционных прав. Новые полицейские быстренько приспособились к зарабатыванию денег, закрывая глаза на всякие противоправные действия. Реформа правоохранительных органов прошла «успешно». Новые горизонты для зарабатывания денег нашей полицией открыты.
В числе «новых» полицейских много бывших милиционеров, которые просто прошли переаттестацию. Старые методы и способы ведения своего «бизнеса» остались...
|