В нашей стране трудно кого-то удивить падающим банком. Практически каждую неделю НБУ отчитывается о новой администрации в банкротящемся финучреждении и введении в него временной администрации. Традиционно банковский кризис списывают на АТО, развал системы после «папередников», хаотичные решения главы НБУ Валерии Гонтаревой спасти банковскую систему страны, которые приводят только к ухудшению ситуации на финансовом рынке. Но за бесконтрольными, и казалось бы, нелогичными шагами Нацбанка просматривается четко спланированная схема – установление тотального контроля над банками, спекуляции на валютном рынке, огромные откаты на рефинансировании и т.п. Все сводится к двум пунктам: власти и деньгам. Причем второе заметно доминирует над первым.
По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, отсутствие контроля за деятельностью руководства НБУ ведет к принятию субъективных решений со стороны регулятора, которые привели банковскую систему Украины в критическое состояние .
«Основная функция Нацбанка — не закрывать банки, а спасать их от банкротства. Для этого и существует Национальный банк, но Гонтарева этого не понимает. К сожалению, из-за отсутствия набсовета НБУ и финансового омбудсмена, на сегодняшний момент руководство НБУ во главе с Гонтаревой стало бесконтрольным, и что хотят, то и вытворяют. Закрывают банки, исходя из субъективных оценок, по этой причине совершенно не соблюдается украинское законодательство, и в результате имеем такие последствия», — подчеркивает аналитик.
Именно отсутствие контроля за деятельностью Гонтаревой и позволило «слить» за два с половиной года более 80 банков, многие из которых были достаточно крупными. «Хрещатик», «Фидобанк», «Михайловский»… список еще долго можно продолжать. И он будет дальше расширяться.
Шквал банкротств схож чистке рядов с установлением полного контроля над финансовыми потоками оставшихся на рынке финансовых услуг страны. При этом «маленький» побочный эффект в виде недоверия к банковской системе страны и тихого растаскивания подчиненными мелких активов павших банков в расчет не берется. Игра явно стоит свеч. Тем более, что по убеждению главу НБУ для введения временной администрации особого объяснения причин не нужно.
Многие из банков, активы которых успешно разрываются по частям, еще успешно и долго могли работать. Но они невыгодны или неудобны НБУ. К разряду таких можно отнести ПАО «Банк «Киевская Русь».
В банк ввели временную администрацию 20 марта 2015-го года сроком на три месяца. 17 июля НБУ по рекомендации Фонда гарантирования вкладов физических лиц принял решение о ликвидации банка. Через год ФГВФЛ продлевает срок ликвидации до июля 2018-го года.
С августа текущего года Служба безопасности Украины объявляет бывшего председателя правления банка Виктора Братко в международный розыск. Ему инкриминируют хищение в особо крупных размерах.
На первый взгляд все складывается рядно: банк обанкротился – проворовавшиеся руководство – грядущее наказание. Но в этом только одна сторона монеты. На «реверсе» - не показанном общественности – абсолютно иная ситуация.
МАНИПУЛЯЦИИ ВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
До введения временной администрации «Киевская Русь» работает без претензий регулятора. По словам тогдашнего директора-распорядителя ФГВФЛ Константина Ворушилина, «по состоянию на 1 марта текущего года банк полностью выполнял нормативы НБУ, но уже 6 марта был объявлен проблемным. При этом НБУ не пояснил причины отнесения банка к категории проблемных».
И уже 19 марта НБУ решает ввести в «Киевскую Русь» временную администрацию по признаку недокапитализации. Стоит отметить, что Нацбанк забыл, по действующему на то время распоряжению срок на выполнение докапитализации – полгода.
Тем не менее, Братко за 2 недели находит 83 млн грн. с предъявленных 200 млн. и гасит рефинансирование на 350 млн грн. Стоит отметить, что Валерия Гонтарева обещает вернуть эти средства, но вместо них присылает ликвидатора.
Примечательно, что введение временной администрации осуществлялось без уведомления Кабинета министров, Государственной службы занятости и Пенсионного фонда. Захотели и закрыли.
Для «Киевской Руси» 20 марта стало днем богатым на события. Тогда же Министерство и угольной промышленности переводит зарплату львовских шахтеров на счет банка. Сумма 200 млн грн.
В этот же день депутаты от БПП регистрируют законопроект «О внесении изменений в ст. 8 Закона Украины «О мерах, направленных на содействие капитализации и реструктуризации банков». Вносился запрет на закрытие банков за недокапитализацию до 2019-го года. Возможно, такая спешка с внедрением администрации в банк была связана как раз с тем, что при реализации данного законопроекта – причина закрытия «Киевской Руси» испарялась на долгие четыре года.
В банке зависли не только средства Минэнерго, на счетах Николаевского бронетанкового завода в «Киевской Руси» было 24 млн грн. зависло на бронетанковом заводе. Вполне понятно, что прокуратура области сразу же возбудила уголовное дело в отношении директора завода. Со временем суд Николаевский бронетанковый завод выигрывает и суд обязывает банк вернуть средства. Но все это время стратегически важный завод вместо поставки запчастей на линию разграничения вынужден был сконцентрировать свои усилия на судебных тяжбах по прокуратурам и судам. Суммарно, подобных ситуаций с банком только по предприятиям Украины более чем на 2,5 млрд. грн.
ГДЕ ШАХТЕРСКИЕ ДЕНЬГИ???
Шахтерские деньги так и осели в «Киевской Руси», введение администрации полностью заблокировало возможность перечисления этих средств. Вполне понятно, что своих «кровных» волынские шахтеры так и не увидели. Именно это послужило причиной их забастовки в апреле прошлого года. Вполне закономерно, что власти стали искать ответственных за подобный перевод. Председатель подкомитета по вопросам угольной промышленности парламентского комитета по вопросам ТЭК Михаил Бондарь потребовал увольнения Владимира Демчишина, так как считал его единственно виновным в принятии решения о перечислении средств. Последний известен тем, что в течение почти 10 лет входил в команду главы НБУ Валерии Гонтаревой. Он успел поработать в многочисленных структурах Валерии Алексеевны, среди них - ООО "Инвестиционный капитал Украина", ПАО "Банк "Авангард" и т.д. А, следовательно, был полностью в курсе событий благодаря куратору из НБУ. И слабо верится в версию Демчишина о том, что он не мог удержать в голове «ситуацию по всем банкам».
Ситуацию скорыми темпами начали заглаживать – Минэнерго нашло средства и выдало зарплаты шахтерам. Но возникает другой вопрос, а 200 миллионов бюджетных средств, осевших в «Киевской Руси» куда делись? Испарились…
Но в этом случае вполне понятным ходом становится продление срока ликвидации банка на 2 года. Замороженных средств только юридических лиц на счетах банка, включая «шахтерские», более 2,5 миллиардов гривен. Все это время до начала распродажи имущества «Киевской Руси» кто-то из высокопоставленных чиновников будет успешно использовать деньги, в том числе и бюджетные, в своих целях. Нетрудно догадаться кому банкротство банка было выгодным.
ИСКУССТВО БАНКТРОТСТВА
Об искусственном банкротстве «Киевской Руси» говорят не только объемы его вкладов (капитал банка 8,6 млрд. грн., ликвидных кредитов на тот момент было около 7 млрд. грн., частных вкладов на 3,8млрд. грн. – прим.авт.) и обслуживание ряда государственных предприятий, но и наличие большого количества покупателей. По данным Forbes за первое полугодие 2015-го года его пытались купить восемь раз. В том числе и иностранные компании: «Риордан Лимитед» (Кипр), Adatia Enterprises Limited (Гибралтар, Великобритания). Без объяснения причин НБУ их все отклонил. Парадоскально: отказался продавать балласт.
Еще одним фактом, указывающим на острое желание довести до банкротства «Киевскую Русь», является отторжение всех попыток рефинансировать банк за счет иностранных инвестиций. На покупку банка было рекордное количество заявок. Английский инвестор Роберт Гиббинс намеревался приобрести банк с вливанием в капитал 100 млн долларов. Кроме этого, он также обещал вернуть 450 млн грн. рефинансирования и разрешал забрать на 1млрд. грн. физических вкладов. Но НБУ посчитал 100 млн долл. инвестиций в Украину неприемлемыми и отказывает иностранцу. При восьмой попытке Американская компания Riordan Limited получила таки согласие по сделке регулятора. НБУ даёт согласие на сделку и попросил до конца недели получить разрешение Антимонопольного комитета. Взятые три дня на получение такого разрешения (нереальный срок, за который добиться АМКУ ответа нельзя!) стали всего лишь временем, которое от потерял на ожидание. НБУ и в этот раз заваливает сделку. Во время ликвидации Киевской Руси, когда инвесторы стояли в очереди на покупку банка, Антимонопольный комитет очень быстро выдаёт согласие банку «Кредит-Днепро» вывести в оффшор 99% акций на Кипр. Иностранный инвестор Роберт Гиббинс для НБУ оказался не достаточно прозрачный, зато наш банк на Кипре будет для Гонтаревой очень прозрачен.
По данным из достоверных источников, банкротство «Киевской Руси» – банальное сведение счетов Петра Порошенко и Виктора Братко.
«Еще в 2009-м году Петр Порошенко хотел купить банк «Киевская Русь». Виктор Братко (собственник банка) отказал ему. Кроме этого банк кредитовал строительство Винницкой фабрики (ПАО «Винницкая кондитерская фабрика», входящая в корпорацию Roshen – прим.Ред.). На этой почве между Порошенко и Братко возник конфликт. Нынешний президент был очень зол на Братко», – отмечает источник.
По его словам, попытка повторить сделку по продаже «Киевской Руси» была повторно осуществлена в феврале прошлого года людьми Порошенко. «В цене не сошлись. Виктор Иванович пожадничал», – отметил собеседник.
Получается, что банкротство «Киевской Руси» - банальное сведение счетов..? Ведь не прошло и месяца и у банка сразу же начались серьезные проблемы.
КУМ К КУМУ ПО СВОЕ
С началом проблем в банке экс-президент Виктор Ющенко был у гаранта и по-совместительству своего кума. Просил решить вопрос по Киевской Руси (у него там деньги – прим.авт). Президент сказал, что для Братко делать ничего не будет.
Возникает вопрос: для страны или для Братко? Предприятия, в том числе государственные, потеряли 2,5 млрд.грн., украинцы по депозитам потеряли 2 млрд. грн., Украина потеряла более 100 млн долл. инвестиций, а о потере имиджа говорить не приходится. Тем более, что у данного банкротства есть вагон фактов для называния его «ИСКУССТВЕННЫМ».
Возможно, отказ Порошенко продиктован тем, что Ющенко в бытность свою президентом не давал отпор тогдашнему премьеру Юлии Тимошенко в защиту своего кума. Или же мстит за ситуацию с домом на Грушевского 9-А, который хотел так рьяно достроить за других…
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Молчание в эфире вокруг положения вещей с «Киевской Русью» в который раз подчеркивает, что банк стал инструментом для зарабатывания денег. Гонтаревой уже не нужен возврат рефинансирования в 450 млн грн. Возможно, решила, что сумма долга очень незначительна или же заемщик «умер» (обанкротился) и нет наследников, от которых банк мог бы потребовать возврата задолженности или же ждет истечения срока исковой давности. Или же рефинансирование можно потребовать и через два года, а это время попользоваться вволю государственными средствами.
На данный момент в банке кредиты практически погашены ,также сконцентрированы проценты по кредитам. Основные средства банка, которые оценивались в 1 млрд.грн на торги не выставляются (для вида что-то выставляют незначительное). Сколько может стоить офис Киевской Руси в центре Подола, возле Контрактовой площади?
Евгений ПУСТОВОЙТ, специально для "Новости Украины - From-UA"
|