Грандиозный скандал вчера разгорелся из-за ДТП, которое произошло в воскресенье вечером. Ответственный за железнодорожные грузоперевозки Иван Федорко не справился с управлением своей Audi Q7, съехал на встречку и врезался в Dacia Logan фотографа Максима Левина. После аварии чиновник размахивал корочкой ветерана МВД и пытался на месте решить проблему. В понедельник вечером его уволили.
"Виноват, все оплачу"
Машины столкнулись лоб в лоб. «Водитель Dacia пытался уйти от столкновения, съехал на обочину, но Audi достала его и там», — говорил свидетель аварии Александр Кравченко.
Водители и пассажиры Audi не пострадали, но получили травмы супруга и один из троих сыновей Левина. Их увезли на скорой в больницу. «Когда я отмывала детей от крови, подошел водитель и раз пять сказал: «Виноват, все оплачу», — рассказывала свидетельница аварии.
Другие свидетели утверждали, что от Федорко явно ощущался запах спиртного. После аварии полицейские увезли его в ближайшую больницу, чтобы взять кровь на анализ. Но Федорко оттуда сбежал с помощью охранников, так и не сдав кровь. На следующий день он лег в ведомственную больницу «Укрзализныци», причем в реанимацию с диагнозом «острая подагра», а медики не давали полиции взять у него кровь на анализ, но позже согласились.
Полиция сообщила, что открыто два уголовных производства: по 286-й статье Уголовного кодекса «Нарушение правил дорожной безопасности» и 342-й статье «Пререкание с работником правоохранительного органа». Вечером глава «Укрзализныци» Войцех Бальчун заявил, что Федорко уволен.
Прозвали Ваня 10 баксов
Федорко работает на ж/д с 1985 года. В 2013 году он стал первым заместителем начальника Юго-Западной железной дороги, а после Майдана — начальником Приднепровской железной дороги, причем представлять его коллективу приехал лично министр Андрей Пивоварский. Там он проработал около года, потом пошел на повышение, возглавив Всеукраинский департамент по грузовым перевозкам и логистике.
Как рассказал правозащитник Андрей Садовский, Федорко сразу же замкнул на себя теневые схемы. «Он курировал железнодорожные грузоперевозки и там все так обложил данью, что на всех контрактах с каждого вагона получал по $10. Его за это прозвали Ваня 10 Баксов, — говорит Садовский. — К нам обращались предприниматели, которые стали жертвой разборок этого товарища. Но Федорко сидел на потоках прочно, поэтому наши многочисленные жалобы и обращения ничем не заканчивались». «Вести» вчера пытались связаться с Федорко, но его телефон был отключен.
Как в "Укрзализныце" зарабатывают на грузах
Источники «Вестей» в среде зернотрейдеров рассказали о двух самых популярных схемах заработка на грузоперевозках. Первая связана с отсутствием вагонов в сезон пиковой отгрузки зерна в порты, на экспорт.
«Дефицит создают искусственно. В период уборки урожая и загрузки судов трейдеры готовы платить, чтобы достать порожняк и не сорвать загрузку. Экспедиторы заносят начальникам железных дорог по $20 за вагон», — говорит один из предпринимателей, попросивший не указывать его имени. Суммы взяток достигают сотен тысяч долларов. За сезон экспедиторам нужно перевезти в порты около 35–40 млн тонн зерна. Для перевозок используют порядка 20 тысяч вагонов, которые есть в наличии «Укрзализныци». Перемножаем и получаем $400 тыс.
Еще одна схема касается подачи вагонов на подъездные пути и транспортировки их назад в депо. Это официальная платная услуга, железная дорога берет от 1 тыс. до 3 тыс. грн за вагон, в зависимости от расстояния.
«Но начальники станций оформляют бумаги так, будто бы вагоны подаются совсем недалеко, и по документам проходят нулевой километраж и минимальная оплата за подачу. А на самом деле составы оттаскивают на значительное расстояние. Вагонов подают тысячи, счет идет на миллионы. Проверяют это дело ревизоры, подчиненные непосредственно начальнику железной дороги, поэтому вся цепочка должна быть в доле», — рассказал источник.
Покупают корочки и значки нардепов
Во время задержания Федорко размахивал удостоверением Ассоциации совета ветерана МВД Украины. Она оказалась лишь общественной организацией, к правоохранителям отношения не имеющей. Эксперты говорят: несмотря на то что полицейским запретили обращать внимание на любые корочки, попытки их использовать встречаются сплошь и рядом.
«Часто тыкают удостоверениями, где большими буквами написано «Служба безопасности Украины», а маленькими — «Общественная организация». Или используют несданные удостоверения — две недели назад такое предъявлял бывший подполковник милиции, который уже три года на пенсии. Явно липовые удостоверения сейчас используются не сильно. Что тогда, что сейчас они стоят $250–300, но с нынешним курсом это очень много. Куда проще за 2000 грн купить членство в общественной организации — у них удостоверение стоит до 2000 грн. А вот реальным шишкам смысла показывать патрульным корочку нет. Если они попадаются на нарушении, их везут в райотдел и там они все решают», — сказал юрист и общественный деятель, который борется с нарушениями на дорогах, Владимир Типило.
Он говорит, что в ходу также атрибутика, намекающая, что ее владелец имеет отношение к «избранным». В Сети действительно продается множество ВИП-атрибутики. Так, за 5000 грн можно купить значок народного депутата. «Помощник депутата» стоит порядка 200 грн. Есть в продаже и регалии силовиков. Знаки сотрудников украинского Интерпола продают за 200–600 грн, а медали за безупречную службу в СБУ — 180–270 грн. «Мы изготавливаем и продаем депутатские значки, но спрос на них средний. Правда, документов у покупателей мы не спрашиваем», — рассказывает один из продавцов.
По словам нардепа Сергея Каплина, сейчас влияние удостоверений помощников нардепов стало меньше. «Но все равно: в двух из трех случаев полиция отпускает помощников депутатов. Сами депутаты дают статус помощников охранникам-мордоворотам, и те ходят за ними по всей Раде», — говорит Каплин.
В патрульной полиции уверяют: размахивание корочкой только ухудшает положение нарушителя. «Вместо того чтобы отпустить по незначительности нарушения (по статье 22 КоАП), нарушителя могут привлечь к реальной ответственности. Да и теперь «мажоры» остерегаются хвалиться удостоверениями», — говорит спикер патрульной полиции Украины Виктор Шеверда.
|