Уже несколько лет продолжаются обсуждения необходимости внедрения в Украине специального режима регулирования IТ-отрасли, который призван придать дополнительный толчок для ускорения ее развития, превратив отрасль в локомотив украинской экономики. Предполагалось, что такой специальный режим должен предоставить IT-компаниям гарантии стабильности налогового режима (не повышения налоговой нагрузки), а также защиту от перманентных попыток политиков, чиновников и олигархов завести IT-шников под свою крышу (обложив коррупционной данью) или монополизировать отрасль.
Наконец был зарегистрирован проект закона «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине» №4303, который, по информации Министерства цифровой трансформации, является реализацией общей концепции Минцифры и представителей отрасли ИТ и должен достичь указанной выше цели.
Впрочем, изучение текста проекта дает основания для сомнений в справедливости таких утверждений.
IT-РАКЕТА ИЛИ ФОРМУЛА УСПЕХА
Уже не первый год ИТ-индустрия демонстрирует невиданные для Украины и других экономик темпы роста. Созданная добавленная стоимость (цифровой ВВП), количество занятых, их суммарные доходы, экспортная валютная выручка растут на 25-30% в год. При этом сотрудники IT-отрасли едва ли не единственные, кто, работая в Украине, имеет почти европейский уровень зарплат, является одной из наиболее социально защищенных групп населения, практически не ограничены в выборе компаний, с которыми могут сотрудничать. IТ-индустрия - одна из немногих, в какой именно специалисты выбирают компании, а не компании диктуют условия специалистам
Причиной украинского IT-чуда стал «либертарианский рай», в котором до сих пор развивалась IT-отрасль: низкая налоговая нагрузка, работа без пут трудового кодекса и профсоюзов, отсутствие монополий и регуляторов, хорошее математическое образование плюс устойчивый спрос на IT-услуги и продукцию на внешних рынках. Эксперты и экономисты годами твердят о том, что такие условия - это «ракетное топливо» для роста экономики страны в целом. Однако пока на практике испытать его на себе в Украине смогли только IT-шники.
Все это стало возможным благодаря широкому использованию упрощенной системы единого налога третьей группы для найма IT-специалистов. Именно заключения гражданско-правовых, а не трудовых контрактов - предоставило большинство описанных выше преимуществ и столь необходимую для новой экономики гибкость отношений.
ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ
Казалось бы, законопроект №4303 и сопутствующий проект изменений в Налоговый кодекс, который представлен в парламент должны были бы закрепить и развить все названные преимущества в рамках создаваемой ими экстерриториальной специальной экономической зоны «Дия City». Авторами проекта декларируется, что резиденты «Дия City» получат специальный льготный налоговый режим налогообложения выплат своим сотрудникам, фактически такой же, как уровень единого налога 3-й группы, а также ННВК вместо налога на прибыль - о чем все остальное украинский бизнес пока может только мечтать. Кроме того, предлагается ввести так называемую новеллу в трудовом законодательстве: GIG-контракты с сотрудниками, которые должны дать большую свободу в отношениях, чем обычные трудовые договоры. Заметим, что многие из названного и даже больше IT-компании имеют и сейчас, работая с ФЛП на едином налоге 3-й группы.
При этом проектами предусмотрен ряд куда более спорных, если не сказать откровенно негативных положений, противоречащих задекларированным Минцифры целям.
- Создается новый регулятор в области IT (Минцифры, хотя визуально - сначала в рамках «Дия City», но амбицией, чтобы в этот режим перешли ключевые игроки рынка и стартапы). При этом такой регулятор наделяется фактически авторитарными полномочиями, например:
– по своему усмотрению запрашивать любую информацию у резидентов «Дия Сити»: п. 6 ч. 3 ст. 12 Проекта «уполномоченный орган ... устанавливает требования, порядок и стандарты обязательного раскрытия информации резидентами «Дия Сити»;
– ч. 8 ст. 13 Проекта «Резидент «Дия City», другое лицо, получившее запрос уполномоченного органа ... должно дать ответ на указанный запрос в течение 15 дней со дня его получения ...»;
– самостоятельно определять существенные признаки деятельности в рамках «Дия City» (то есть, определять, какие компании могут быть ее резидентами, а какие - нет): ч. 2 ст. 7 Проекта «Уполномоченный орган может определять существенные признаки, которые имеют или не имеющих виды деятельности, определенные частью первой этой статьи»
– интерпретировать достаточно общие положения закона по своему усмотрению (ч.3 ст.12).
Таким образом, в случае управления режимом недобросовестным чиновником создается возможность установить чисто коррупционный авторитарный режим и взять целую отрасль под контроль.
Исходя из указанных прав регулятора - чиновники министерства могут получить возможность произвольного исключения компаний из режима - при желании всегда можно сформулировать признаки деятельности или интерпретировать закон таким образом, чтобы «нужная» компания им отвечала или, наоборот, не отвечала, и самим же провести «качественную» проверку. Они также получают право ничем не мотивированного доступа к коммерческой тайне резидентов «Дия City». Все это, очевидно, дает в руки руководства Минцифры мощные рычаги давления на резидентов зоны.
Кроме того, это создает инструмент борьбы с конкурентами для компаний, приближенных к Минцифры, которые смогут осуществлять административное давление на своих конкурентов, вытеснять их из режима и получать доступ к конфиденциальной информации об их деятельности.
В то же время, ключевым требованием к подобным инициативам должно быть: отсутствие коррупции, независимость от конкретного чиновника, автоматические и подробно прописаны процедуры. Если этого не будет введено в предложенном режиме «Дия Сити», он легко может превратиться из анонсированного прорыва в опасного монстра.
2. На резидентов «Дия Сити» возлагается обязанность стать членами специальной неприбыльной организации (организации резидентов «Дия Сити») с обязательными членскими взносами и определенным допуском организации в отдельной информации о деятельности резидентов «Дия Сити». Отказ от участия в организации или потеря членства означает невыполнение требований закона и приводит к потере статуса резидента «Дия City». Это делает компании зависимыми от их конкурентов, управляющие такой организацией и может привести к антиконкурентному поведению и злоупотреблению коммерческой тайной.
3. Виды ІТ-деятельности, которые можно осуществлять в «Действие City», сформулированы очень коротко, нет даже термина «компьютерное программирование». В то же время, как уже отмечалось, Минцифры имеет неограниченное право по своему усмотрению расширять или сужать содержание таких видов деятельности. То есть ІТ-бизнес априори гарантированно становится зависимым от субъективного подхода чиновников Минцифры.
4. От стартапов для получения статуса резидентов «Дия City» - требуется подготовка «бизнес-плана» с субъективной оценкой такого плана на усмотрение Минцифры и Организации резидентов «Дия Сити» (п. 1 ч. 3 ст. 8, ч. 12 в. 9 проекта). Таким образом, возникают риски разделения стартапов на «свои» и «не свои», утечки коммерческой информации и антиконкурентных действий.
5. Новая модель налогообложения прибыли содержит нормы, имеющие признаки скрытого ограничения резидентов «Дия City» на операции с предпринимателями плательщиками единого налога (пп. 135.2.1.15, 141.9.2.13 и пункт 54 подраздела 4 раздела ХХ). Более того, вводится непонятная конструкция, когда расходы компании более разрешенную сумму (5% или 20% суммы расходов от любой деятельности по показателям Отчета о прибылях и убытках) формируют ее доход, которой нужно облагать налогом. Указанное фактически блокирует работу ІТ-компании с IT-специалистами, которые являются ФЛП на основе гражданско-правовых договоров, разрушает текущую проверенную и успешную модель работы IT-бизнеса. Заметим, что данную норму нельзя объяснить стремлением исключить схемы по оптимизации налогообложения, поскольку налоговая нагрузка на выплаты сотрудникам резидентов «Дия City» фактически эквивалентна налоговой нагрузке на плательщиков единого налога 3-й группы. Создается впечатление, что таким образом, авторы законопроекта пытаются заставить резидентов «Дия City» заключать трудовые и GIG-договоры, регулируются Трудовым кодексом. А это ограничивает как раз ту свободу выбора компаний, которая является залогом успешного развития IT-отрасли в Украине.
6. Проектом №4303 вводится новая концепция «GIG-работников», предусмотренная исключительно для «Дия City». При этом «GIG-работниками» в мире стандартно считаются те, кто выполняет отдельные задания «по требованию» (типа участников платформ фрилансеров, водителей типа Uber, курьеров, репетиторов, исполнителей мелких бытовых услуг). Проект закона относит всех таких GIG-работников в сфере трудового законодательства, в то время как многие из них являются обычными независимыми предпринимателями. Этим создается полный хаос в сфере разграничения трудовых и предпринимательских отношений - такие, чисто предпринимательские, отношения вдруг становятся трудовыми - и открывает путь к переквалификации других групп предпринимателей у работников, а их отношения со своими клиентами - на трудовые отношения.
ФЛП - ВРАГ ГОСУДАРСТВА
Вызывает беспокойство негативное отношение к существующим практикам работы в индустрии с ФЛП, которые фактически обеспечили ее стремительный рост. Критика таких практик Минцифрой и ограничения работы с ФЛП в рамках «Дия City» наталкивает на мысль, что фактически IT-ФЛП могут быть объявлены «врагами государства», которых надо вывести из тени. Очевидно так же на них будут смотреть и контролирующие органы. Однако, если они и являются врагами, то врагами того государства, которое видит себя хозяином страны, а не сервисной организацией для удовлетворения потребностей граждан.
Для первого типа чиновников государства бизнес, который от него не зависит, безусловно враг, не только потому, что не платит коррупционную дань, но еще и потому, что, сохраняя свою независимость и развиваясь, грозит перевернуть пирамиду власти, превратив государство с «сюзерена» общества на его «слугу» ...
Поэтому, в целом - в проектах «Действие City» заложены многочисленные предпосылки для коррупции и злоупотреблений со стороны регулятора и существенные сложности для бизнеса.
Олег ГЕТЬМАН, экономист, координатор экономических групп экономической экспертной платформы, АиН
|