Среди украинских автомобилистов набирает обороты новая мода – покупать дорогие визитки высокопоставленных сотрудников ГАИ, наподобие пластиковых карт, и раздавать их ценным знакомым. По слухам, можно даже купить визитку с данными главного «гаишника» страны. И предъявив ее в проблемной ситуации дорожному инспектору, избежать штрафа. Среди заказчиков – работники ГАИ?Тема так называемых «вездеходов» (так в народе прозвали спецдокументы, пропуски и т.п.), дающих их владельцам определенные преимущества на дорогах перед остальными водителями, была более чем актуальна в Украине несколько лет назад. Имея определенные связи и зная верные лазейки, можно было приобрести «корочку», позволяющую в форс-мажорных обстоятельствах чуть ли не на равных общаться с инспекторами ГАИ и работниками других органов. Тогда в департаменте ГАИ МВД Украины взялись за искоренение проблемы. И, казалось бы, навсегда побороли ее. Сейчас в нашей стране налажена целая система по производству визиток высокопоставленных представителей правоохранительных органов. Бизнес развернулся в разных регионах Украины, а люди, заказывающие визитки по 5-10 грн за штуку, перепродают их по цене, достигающей порой 500-600 грн. Если хорошо «покопаться», то на интернет-форумах можно найти изображения персональной карточки «звездного» чиновника. Благодаря современным технологиям, визитки делают на пластике – как кредитки. Само по себе изготовление такой продукции на стадии производства не противоречит закону. Но вот заказчики, получая готовый товар, похоже, играют в нечестную игру, тянущую на уголовное преступление. Как сообщил на правах анонимности представитель одной из частных фирм, занимающихся полиграфической полиграфической продукцией, заказы делают не только обычные автомобилисты, но и работники ГАИ и МРЭО. «Партии бывают разные, – рассказал наш собеседник. – 200, 300 и даже до 1000 штук. Вы бы видели, какой ажиотаж был, когда сняли Лозового (Валерий Лозовой – экс-начальник ГАИ МВД Украины, уволенный в феврале 2013 г. – Ред.). Сделанные с его данными визитки, понятное дело, уже «не работали». Заказчики толпами приходили, чтобы заменить их на новые – с данными Астапковича (Владимир Астапкович – действующий начальник ГАИ МВД Украины. – Ред.)». «Золотой Астапкович» не работаетЛюбители статусных атрибутов покупают «крутые» визитки не только для того, чтобы просто похвастаться перед коллегами и друзьями. Они могут послужить своеобразным пропуском или кодом, который позволяет уйти от штрафа в определенных ситуациях. Как говорят эксперты, похоже, отработан целый механизм, в рамках которого есть инспекторы, обладающие информацией, какие в данный момент визитки являются «актуальными». Если водитель сядет за руль нетрезвым или совершит ДТП с последствиями, то предъявление вместе с правами таких карточек не поможет. Но вот во время совершения менее серьезных нарушений ПДД (см. таблицу) они сработают в качестве дополнительного аргумента при разбирательстве. Чтобы уменьшить вмешательство в отлаженную систему конкурентов (каждый, к кому в руки попадет визитка, может сделать по ее подобию такую же), заказчики постоянно видоизменяют дизайн и цвет карточек. Сделанные по одному макету, они ходят несколько месяцев, а затем меняется цвет – с золотого на синий и т.д. Поговаривают, что сегодня «золотой Астапкович» уже не работает. Мы решил проверить, являются ли «вездеходные» визитки простой бутафорией или содержат правдивые данные. Мы позвонили по одному из двух мобильных номеров, указанных на «золотой» карточке главы Департамента ГАИ МВД Украины Владимира Астапковича, попавшей в распоряжение редакции. Трубку взял сам глава департамента. На вопрос, известно ли ему, что кто-то приторговывает его личными телефонными номерами, Владимир Иванович сообщил: «Такая информация поступила мне два месяца назад, и я уже все выясняю. Позвонил в УБОП, и когда разберусь с этим, сообщу вам лично, чем закончились проверки. Мне очень интересно, кто эти люди, которые делают мои визитки». Он также добавил, что ему неизвестно, замешаны ли в продажах сами сотрудники ГАИ. «Визитки нужны для обмена данными и никак по-другому не могут быть использованы, – сказал он. – У меня визитки одного цвета. И никаких зеленых, красных или синих, как вы говорите, нет. И первому встречному я их никогда не дам. Поверьте, меня эта ситуация интересует больше, чем кого-либо. Я большой противник всего этого, мне такая дурная слава не нужна». МНЕНИЕЕгор ВОРОБЬЕВ, руководитель пресс-службы общественной организации «Дорожный контроль»: «Гаишники между собой договариваются, на какие нарушения закрывать глаза и при каких предъявленных визитках. Такой себе абонемент на количество нарушений. Я бы не советовал водителям тратить деньги на покупки визиток. Когда распродадут все карточки или липовые документы, то устроят какую-нибудь показательную операцию – поотбирают, как это было при Коломийце (Сергей Коломиец – экс-руководитель Департамента ГАИ УМВД Украины – Ред.). Это для кого-то очередной способ заработать деньги. Бороться с этим должны прокуратура и СБУ, а не водители. Автомобилисты только могут игнорировать торговцев такой продукцией». Владимир КАРАВАЕВ, правозащитник, автор книг «100 аргументов против штрафов ГАИ»: «Все зависит от конкретного инспектора, который останавливает водителя. На какого-то такая визитка может оказать влияние, а кого-то не впечатлит. Когда-то, в 1990-е годы, были «вездеходы» – документы, которые выдавались на самом высоком уровне. В бумаге говорилось, что человек является представителем какой-либо общественной организации, и ему нужно оказывать содействие. Тогда такие документы очень серьезно работали. Но потом начали активную борьбу с «вездеходами», провели несколько кампаний по их изъятию. Оценить уровень и масштаб того, что происходит сейчас с визитками, лично мне пока что сложно». Евгений РУДЕНКО, АиФ Украина
|