Группа United Media Holding (издатель Forbes Украина) продала издание «Фокус» компании Vertex United одесских бизнесменов Бориса Кауфмана и Александра Грановского. Нынешний владелец «Фокуса» Vertex United опыта управления медиаактивами всеукраинского масштаба не имеет (компании приписывают только одесский телеканал «РИАК»). В холдинг Кауфмана и Грановского входит занимающий 69-е место по активам Финбанк и Vertex Hotel Group, управляющая киевским «Президент-отелем», а также одесскими гостиницами «Бристоль» и «Лондонская». По данным «КоммерсантЪ-Украина», с Кауфманом и Грановским также связывают судоходную компанию «Черномортехфлот» и компанию Odessa Airport Development, управляющую одесским аэропортом. Какой актив приобрели Кауфман и Грановский? По сравнению с прошлым годом рекламная выручка «Фокуса» упала, утверждают эксперты медиарынка. Это подтверждает и вице-президент UMH Григорий Шверк. «Оценочно на 10-15%, – говорит баинг-директор коммуникационной группы Aegis Media/GMG Юлия Карпушина. – Это на одном уровне с деловым сектором, но лучше, чем по индустрии в целом». Согласно ее оценке, снижение рынка печатной рекламы за пять месяцев 2013-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 20-25%. «Годовые сборы могут быть несколько оптимистичнее, но оснований ожидать значительной коррекции мы не видим», – отмечает Карпушина. UMH продавал рекламу в «Фокусе» в пакете с другими деловыми изданиями холдинга. До конца года условия не изменятся. По прогнозу Карпушиной, в будущем, когда «Фокус» будет продаваться отдельно, его доходы могут уменьшиться на 20%. «Падение возможно, если UMH будет дополнительно стимулировать клиентов скидками, за то что они будут размещать свои бюджеты только в изданиях холдинга», – объясняет она. Зачем одесским бизнесменам деловой журнал? Покупка или создание медиаресурса непрофильными бизнесменами не редкость в Украине, и зарабатывание денег в этом случае обычно – не главная цель. В сообщении Verteх по поводу покупки «Фокуса» было сказано, что для группы это «имиджевый проект». «Мы намерены развивать «Фокус» как авторитетный источник актуальной деловой информации», – говорится в нем. Forbes отобрал пять похожих случаев, когда собственником медиаактива становился бизнесмен, далекий от этого рынка. В качестве примеров мы взяли проекты, за которыми не стоят миллиардеры, имеющие возможность долго дотировать такой бизнес. Вот что у них получилось. БОРИС МУЗАЛЕВМедиактивы: спутниковый телеканал ОК Владелец розничной продуктовой сети «Таврия В» одессит Борис Музалев (54-е место в списке Forbes с состоянием 207 млн долларов) в конце в 2012 года закрыл принадлежащий ему спутниковый телеканал ОК. Владельца не устраивало качество продукта, который появлялся в эфире (телеканал транслировался по спутнику по всей Европе, по кабелю – в двадцати городах, в том числе в Киеве). В интервью Forbes Музалев рассказал, что ему так и не удалось мотивировать людей хорошо работать: по словам бизнесмена, сотрудники постоянно отлынивали от своих обязанностей. «Телеканал обычно отождествляют с владельцем, а мне за продукт, который делал OK, было стыдно», – объясняет он. За три года на телеканале ОК Музалев сменил пять продюсеров и столько же команд. «В середине пути мы пригласили продюсера (на пенсии) для успешного английского телеканала, – писал Музалев в посте на Facebook. – На следующий день он встретился с работниками телеканала, еще через день – не предупредив, уехал, а потом прислал сообщение: «Я – продюсер, который знает, как работать, но – не педагог. Я не могу не то что научить думать ваших людей, я не могу заставить их даже слушать». ПЕТР ДЫМИНСКИЙМедиактивы: «Західна інформаційна корпорація» (ZIK) — газета, телеканал, интернет-ресурс ZIK Совладелец группы «Континиум» и почетный президент футбольного клуба «Карпаты», львовский бизнесмен Петр Дыминский (58-е место в списке Forbes, состояние – $170 млн) обзавелся первым своим медиаактивом в 2006 году. Это была интернет-газета ZIK, основанная в 2004-м. Через четыре года за деньги Дыминского был создан одноименный телеканал, а еще через два года начала выходить бумажная газета ZIK, которую спустя восемь месяцев ее владелец закрыл. Сейчас онлайн-издание ZIK – номер один по охвату аудитории в западноукраинском регионе, отмечает его первый редактор, а сейчас – руководитель школы журналистики Украинского католического университета Игорь Балинский. По данным Bigmir.net, среднесуточная посещаемость портала – около 30 тыс. человек. Для сравнения: у главного конкурента в регионе – Zaxid.net – этот показатель на 10 тыс. посетителей меньше. «ZIK очень хорошо работает с местной информацией, – поясняет Балинский. – Подают ее остро, иногда даже с оттенком желтизны». Телеканал ZIK, как утверждает генеральный директор медиахолдинга Дмитрий Добродомов, покрывает 37% территории Украины. Его транслируют кабельные каналы не только Западной Украины, но и Донецкой, Луганской, Киевской областей. По данным Gfk, средняя доля телеканала по всей Украине – 0,3%, в семи западноукраинских областях – 4,5%. Пока медиахолдинг не приносит прибыли. «Проект находится в инвестиционной стадии, – поясняет Добродомов, – мы наращиваем сетку, инвестируем в контент». К примеру, хитом прошлого года на телеканале стало реалити-шоу собственной разработки «На работу». Спонсором проекта стала торговая марка «Родинна ковбаска», полностью возместившая затраты на шоу. В целом с начала этого года рекламные поступления холдинга выросли в пять раз, уверяет Добродомов, не называя сумм. Спонсорский пакет еще одного шоу, которое выйдет в новом сезоне и будет рассказывать о сходстве и различиях между жителями Западной и Восточной Украины, выкупил энергетический холдинг ДТЭК Рината Ахметова. Как на телеканале с цензурой? Общественная организация «Телекритика», проводящая мониторинг СМИ, назвала в 2012 году информационную программу ZIK «самыми честными региональными новостями». ВЛАДИМИР КОСТЕЛЬМАН Медиаактивы: журнал «ШО» Издатели журнала «ШО» – основатель Fozzy Group (сеть «Сильпо») Владимир Костельман и поэт Александр Кабанов – познакомились на вечере, посвященном Велимиру Хлебникову в феврале 2005 года. Результатом знакомства стал журнал о современной культуре. «Цель издания – расширить культурное поле страны», – рассказывает Кабанов, который все эти годы возглавляет журнал. «ШО» не похож на традиционную бумажную прессу: он издается в твердой обложке, как книга. Выходит шесть раз в году и стоит в рознице около 40 гривен. В журнале нет рекламы – Кабанов говорит, что не видит адекватных контенту издания рекламодателей. «Мы не можем поставить рядом с интервью русской писательницы Людмилы Улицкой макет, к примеру, стирального порошка», – рассуждает он. Журнал – неприбыльное издание, его финансирует Костельман, выделяя ежегодный грант. В редакционную политику инвестор не вмешивается, уверяет главред. «Мы с Владимиром друзья, общаемся только на темы поэзии и музыки», – говорит он. РУСЛАН ДЕМЧАК Медиактивы: телеканалы UBC, «Добро-ТВ», Ukrainian Fashion Channel, А-Оne Собственный медиахолдинг владелец корпорации UBG Руслан Демчак основал в конце 2011 года. К этому времени он владел Эрде Банком, страховой компанией «Добробут», сетью одноименных клиник, строительной компанией, компанией по управлению активами. К созданию медиахолдинга Демчак подошел основательно: в него вошли каналы, рассчитанные на разную целевую аудиторию. У бывшего генерального прокурора Геннадия Васильева бизнесмен купил 30% Ukrainian Business Chanell (UBC), а также право управления каналом на три года. UBC был рассчитан на деловых людей. Приобретенный у россиян музыкальный А-Оne – на молодежь. Канал о здоровье «Добро-ТВ» – на немолодых женщин, а научно-популярный Z – на мужчин (оба канала были созданы UBС с нуля). За три года Демчак собирался вывести медиагруппу в лидеры нишевого телесегмента. Он инвестировал в медиабизнес около $16 млн, провел ребрендинг UBC (телеканал стал называться Business) и оборудовал для него новую студию. Планы осуществить не удалось. В августе 2012 года бизнесмена задержали по подозрению в легализации доходов, полученных преступным путем. Нацбанк ввел в Эрде Банк временную администрацию, а счета страховой компании «Добробут» были арестованы. Жена Демчака Светлана утверждает, что его арестовали из-за нежелания снять свою кандидатуру с парламентских выборов. С бизнесменом по одному округу баллотировалось до двух десятков человек, среди которых – регионал Григорий Калетник. «Как только Руслан начал лидировать по округу, против него начали применять нечестные методы предвыборной борьбы от основного конкурента – регистрация кандидата-клона Демчака, заказные статьи в интернет, откровенно «чернушные», которые порочат честь и достоинство человека», – отметила она. Осенью 2012-го владелец UBС выставил свои телеканалы на продажу, оценив их все вместе в 12 млн долл. (Business – в 10 млн долл.). В конце февраля 2013 года Демчак вышел из СИЗО. По информации отраслевого издания Mediabusiness, в этот же период телеканал Business купила компания, входящая в сферу интересов Александра Януковича. АЛЕКСАНДР АЛЬТМАНМедиактивы: телеканал ТВi В 2008-2011 годы Александр Альтман совмещал должности советника министра топлива и энергетики Юрия Продана и директора фирмы «Атом-Энерго-Проект». За это время компания, работающая на рынке систем безопасности ядерных реакторов, успела получить госзаказов на общую сумму свыше 31 млн гривен. В Украине Альтман также владеет несколькими компаниями, которые никак не связаны с медиа. Большинство из них относится к мясо-молочной отрасли. Альтману, например, принадлежит 50% торгового дома «Русанко», занимающегося оптовой продажей мяса и изделий из него. В конце апреля 2013 года он стал собственником телеканала ТВi. Медиабизнесом столь далекий от него предприниматель решил заняться, по его собственным словам, из лучших побуждений: чтобы защитить «самый свободный в стране канал» от продажи покупателю, подконтрольному Кремлю. «Я очень хочу, чтобы Украина исповедовала демократические ценности», – написал Альман в открытом письме бывшему владельцу TBi Константину Кагаловскому. Но изменения, которые произошли на телеканале с момента его покупки Альтманом, свидетельствуют о другом. По данным мониторинга теленовостей Академии украинской прессы и Института социологи НАНУ, сбалансированность сюжетов в мае на TBi была хуже, чем в предыдущем месяце. Две точки зрения звучали только в 20% сюжетов, в апреле было в два раза больше – 44%. Как бизнес-проект телеканал убыточен. 2011 году – более свежих данных нет – канал закончил с убытком в 16 млн гривен. «Ежегодный бюджет ТВi – 3 млн долларов в год, реклама приносит каналу около 2 млн долларов», – рассказал на условиях анонимности коммерческий директор одной из крупнейших украинских телегрупп, осведомленный о финансовой ситуации на телеканале. – Зарабатывать больше не позволяет рейтинг». На 17 июня рейтинг смотрения ТВi составил 0,36%. Несмотря на убытки, канал приглашает на работу зарубежных специалистов. На днях ТВi объявил о назначении на пост генерального продюсера российского медиаменеджера, одного из создателей телеканала «Дождь» Вадима Гарнаева. Екатерина ШАПОВАЛ
|