Журналистские расследования Регистрация Вход
МЕНЮ САЙТУ

СТАТТІ

Податкова діра «ОККО»: що приховує мережа АЗС під ...

Податкова діра «ОККО»: що приховує мережа АЗС під завісою волонтерстваБензин дуже вигідний товар для «скрутки», бо його можна прив’язати до будь-якого виробництва. Цю фразу голова податкового комітету Верховної Ради Данило Гетманцев сказав в квітні 2021 року...



Слуга народу Ірина Борзова заробляла у Криму та от...

Слуга народу Ірина Борзова заробляла у Криму та отримала дорогу квартиру Скандали у команді «Слуги народу» та президента Володимира Зеленського не вщухають. Цього разу йтиметься про незаконний кримський бізнес нардепа Ірини Борзової



Як нафта російського олігарха Силантьєва та технок...

Як нафта російського олігарха Силантьєва та технократа Сорокіна обтікає санкції Російська нафта та нафтопродукти без українських санкцій продовжують перетікати до європейських та британських автомобілів, наповнюючи бюджет країни-агресора




Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Поиск

Коррупция [159]
Корпоративный конфликт [27]
Права потребителей [60]
Интервью [72]
Политические секреты [144]
Общество [213]
Закон [49]
Деньги [39]
Главная » Статьи » Общество

Яценюк налелился урезать соцвыплаты

В понедельник 15 сентября Кабинет министров должен внести на рассмотрение парламента проект госбюджета на следующий год. В последние дни перед появлением документа в парламенте царила интрига: до последнего момента не было понятно, какая из версий документа должна появиться в Верховной Раде.

Сначала Министерство финансов рассчитывало госбюджет на старой законодательной базе. Потом от премьер-министра поступило поручение рассчитать смету с учетом налоговой реформы и реформы по децентрализации.

Можно предположить, что эта риторика появилась у Арсения Яценюка в преддверии парламентских выборов. Рассказывая о налоговой реформе, он может рассчитывать привлечь голоса бизнеса, а говоря о децентрализации – завлечь избирателей, ориентированных на местные власти.

Уловка в том, что «налоговую реформу» делают налоговики, а значит, она будет по форме, но не состоится по сути. Например, изменится количество налогов и их название, но останутся коррупция и произвол работников ГФС.

Аналогичным образом пройдет «децентрализация» – вместо выплаты социальных дотаций из государственного бюджета, эти расходы перекинут на местные бюджеты, дав им под это якобы источники финансирования. Никакой реальной прибавки средств местные власти не получат. Но предвыборная кампания премьера пройдет «на ура».

Но разбираться в этих хитросплетениях станут единицы людей. Основная масса электората попросту клюнет на риторику новой власти, чтобы потом в очередной раз разочароваться. А значит, игра в «камикадзе» и «реформатора» стоит свеч.

На днях Арсений Яценюк анонсировал, что в Раду бюджет поступит вместе с пакетом других законодательных инициатив.

«Это сам проект бюджета, законопроекты о поправках в Налоговых и Бюджетный Кодексы, а также документ, нацеленный на сокращение социальных расходов государства» – уточнил «Экономической правде» источник в аппарате Минфина.

Успеет ли Минфин за считанные дни пересчитать смету с учетом новой законодательной базы – будет видно по документам, которые министерство внесет в парламент.

Есть еще один момент, который премьер явно не хотел бы анонсировать в предвыборный период. Это разработанный правительством законопроект, который урезает социальные выплаты и в очередной раз повышает пенсионный возраст. О проекте бюджета и этом документе - читайте ниже.

ДОХОДНЫЕ ПЛАНЫ

Согласно проекту расчетов, в 2015 году министерство планирует увеличение доходной и расходной части казны по сравнению с текущим годом. Так, согласно рассчетам Министерства, доходы казны в следующем году окажутся на 36,9 млрд грн больше, и составят 414,7 млрд грн. Расходы увеличатся на 22,5 млрд грн, достигнув 464,1 млрд грн.

«В части формировании доходов бюджета, точнее разделения источников между государственным и местными бюджетами, учтена одна позиция предстоящей «реформы» по децентрализации - это разделение экологического налога: 20% государственному и 80% местным бюджетам» – сказала «ЭП» первый замглавы парламентского комитета по вопросам бюджета Оксана Калетник.

Но это источник доходов специального фонда, средства от которого в основном использовались Минохранприроды на экологические мероприятия в регионах, поэтому, по мнению депутата, эта позиция особой «погоды» в расходовании ресурса не сделает. Средства эти – целевые.

По словам исполнительного директора CASE-Украина Дмитрия Боярчука, план по доходам 414,7 млрд грн – это на 9,8% больше плана на текущий год.

«Вполне реалистичный показатель, если не будет усугубления ситуации на Востоке страны. К примеру, на 2014 год план по доходам предполагает рост на 11,4%, и после недавних бюджетных поправок этот план тоже имеет шансы быть выполненным – за восемь месяцев рост cоставил 8,9%» – отмечает он.

Львиную долю доходов традиционно составят налоговые поступления. По сравнению со сметой текущего года их рост планируется на 35,4 млрд грн – до 335 млрд грн.

Напомним, Кабмин рассчитывает проекта госбюджета-2015 по следующему макроэкономическому сценарию: рост ВВП – 0,3%, инфляция – 10,9%. "Предельный размер дефицита планируется удержать в пределах 3% ВВП" – говорится в макроэкономических прогнозах правительства.

Бюджетная политика сведется к следующему: основным источником доходной части будут оставаться поступления от непрямых налогов, а именно НДС, акцизов, налогов на международную торговлю и внешние операции.

Согласно рассчетам Минфина, в 2015 году на 10 млрд грн – до 160 млрд грн – ожидается рост доходов от НДС, почти на семь млрд грн – от акцизов. При этом поступления от пошлин могут незначительно (на 0,8 млрд грн) сократиться, и составить 14,9 млрд грн.

«Это не очень амбициозный план. Фактически если рассматривать вариант, что военный конфликт закончится до конца года, то такой рост можно достичь за счет инфляции. А если еще и будет какой-то минимальный рост (+1-2%) ВВП, то еще больше шансов» – считает Боярчук.

В следующем году поступления от приватизации сократятся практически в тринадцать раз – если в этом году они ожидаются на уровне 17 млрд грн, то в следующем – всего 1,3 млрд грн.

Показатель по приватизации на 2014 год – один из наиболее спорных. Изначально предполагалось, что текущий год станет годом активной распродажи госимущества. Однако, как и предполагали скептически настроенные экономисты, этого не произошло.

Cогласно официальной статистике Фонда госимущества, в первом полугодии 2014 года от продажи государственного имущества и поступлений, непосредственно связанных с процессом приватизации, поступило 52 млн грн. Поступления от аренды госимущества и дивидендов оказались в разы больше, составив 471,1 млн грн и 398,2 млн грн соотвественно.

«Думаю, что низкие ожидания от приватизации госимущества связаны с неопределенностью в стране. Планировать продажу предприятий, когда в стране идет война, очень самонадеянно. Но это показатель могут быстро поменять, если все изменится к лучшему» – отмечает Боярчук.

Что касается расходной части проекта госбюджета-2015, то по многим статьям показатели не сильно отличаются от цифр текущего года. В разрезе главных распорядителей наибольшую надбавку получит Министерство внутренних дел – ему предназначается 22,6 млрд грн, что на 4,7 млрд грн больше чем в текущем году.

Меньше чем на миллиард гривен – до 16 млрд грн – увеличится финансирование Министерства обороны. Похоже, что в правительстве всерьез рассчитывают окончить войну и забыть об армии навсегда, как это делали все предыдущие руководители государства.

Генпрокуратура, как и в 2014 году, получит 3 млрд грн. Практически на уровне текущего года могут остаться расходы Минсоцполитики – 86,4 млрд грн, из которых 81,1 млрд грн будет перечислено в Пенсионный фонд.

ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА

Общий размер прямого государственного долга, рассчитанный в национальной валюте, Минфин предлагает установить на уровне 944,5 млрд. грн., что составляет 53,7% от прогноза ВВП, и больше показателя 2014 года на 137,6 млрд. грн. или на 17%.

По подсчетам Министерства доля внутреннего долга составит около 49% от объема государственного долга, а доля внешнего долга - около 51%.

«Увеличение прогноза госдолга связано как с девальвацией гривны, так и с увеличением заимствований на покрытие дефицита бюджета» – отмечает Оксана Калетник.

По ее словам, Минфин пересчитал прогноз госдолга исходя из расчетного обменного курса 12,5 гривен за 1 доллар США.

«Думаю, что на протяжении 2015 года придется корректировать размер граничного госдолга из-за более высокой девальвации гривны, так как даже МВФ при пересмотре программы сотрудничества с Украиной указывал на то, что наиболее вероятный курс гривны в среднем по году будет 12,9 грн/долл., а на конец 2015 года он может ослабеть до 13,3 грн/долл.» – говорит депутат.

На обслуживание госдолга Минфин запланировал на 2015 год 74,6 млрд грн, что на 61% или на 28,3 млрд грн превышает план 2014 года.

На обслуживание внутреннего госдолга в 2015 году потребуется 52,9 млрд грн, внешнего - 21,7 млрд грн. Государственные гарантии в 2015 году предлагается предоставить в объеме до 18 млрд грн.

СОЦИАЛЬНЫЙ УДАР

В предверии внесения в Верховную Раду законопроекта о госбюджете правительство разработало масштабный законопроект поправок с подозрительным названием – «Об усовершенствовании законодательных норм с целью финансово-экономической стабилизации в Украине».

Пока Кабмин медлит с внесением документа в парламент. Оно и понятно – это настоящая социальная «бомба». Законопроект повышает нагрузку на работников бюджетной сферы (например, учителей), и в канун выборов способен спровоцировать и без того назревающее социальное недовольство в стране.

Как показывает практика, подобные инициативы гарантированно взбудоражат общественность. Обсуждение и принятие в 2011 году пенсионной реформы, а также последующая потом попытка Кабмина устанавливать льготы «чернобыльцам» и «афганцам» в ручном порядке вызвала массовые протесты по всей стране.

К счастью действующего Кабмина, предыдущая инициатива Яценюка о кардинальном сокращении количества работников бюджетной сферы осталась незамеченной. В стране идет война, сам премьер делал вид что подал в отставку, да и саму инициативу быстро "похоронили". Но повезет ли правительству в этот раз?

Законопроект запустит следующий этап пересмотра льгот для бюджетников с целью экономии бюджетных средств.

В частности, Кабмин готов пойти на повышение пенсионного возраста для льготных категорий населения. Это означает, что на пенсию им придется выходить намного позже, чем сейчас.

Например, для мужчин и женщин, занятых полный рабочий день на подземных работах в особо тяжелых и вредных условиях труда, рабочий стаж и повышается на пять лет – до 25 и 20 лет соответственно. Пенсионный возраст составит 55 лет для мужчин, и 50 - для женщин.

Для некоторых других льготников, работающих в особо тяжелых условиях, женщин-трактористов, женщин-доярок, работниц текстильного производства, водителей (мужчин и женщин) муниципального пассажирского транспорта стаж и пенсионный возраст также повышаются на пять лет.

Изменения коснутся и отдельных категорий работников авиации. Для диспечеров, бортпроводников, инженеров-техников, независимо от пола, пенсионный возраст, требования к рабочему стажу и выслуге лет увеличатся на пять лет.

Помимо прочего, законопроект повышает педагогическую нагрузку на учителей с 18 часов на неделю в этом году до 20 часов с июля 2015 г. и 22 часов – с 1 июля 2016 года.

Кабмин намерен постепенно повысить плату за питание детей в детсадах. Если сейчас она составляет 50% общей стоимости питания в день в городской местности и 30% в сельской, то с января 2017 года эта пропорция составит 80% и 60% соответственно.

Предлагается также внести изменения в закон "О занятости населения", и избавить правительство от необходимости выплачивать из госбюджета поощрения работодателям за создание новых рабочих мест. В случае вступления закона в силу – эти выплаты будут осуществляться из Фонда общеобязательного государственного страхования на случай безработицы.

Вступление в силу новой редакции закона о госслужбе переносится с 2015 на 2017 год, при одновременном сокращении пенсий госслужащих с 80% до 70% от размера их зарплаты.

Должностной оклад судей предлагается сократить с 15 до 10 минимальных зарплат, а также лишить их ежемесячной доплаты в размере 5% и 10% оклада в зависимости от должности.

Средства целевых страховых фондов и Пенсионного фонда включаются в состав государственного бюджета Украины.

«Пока сложно сказать, какой именно будет экономия для бюджета от этого законопроекта. Сравнима ли эта экономия с потребностью сектора обороны в средствах в объеме 77 млрд грн? Мне кажется, что вряд ли», – отметил в разговоре директор департамента социальной политики Федерации работодателей Украины Юрий Кузовой.

Как уточнил «ЭП» источник в аппарате Минфина, этот законопроект призван сэкономить в госбюджете порядка 20 млрд грн, однако скорее всего эффект почувствуется в 2016 году - около года понабится на то, чтоб перестроиться на новые правила.

Перекладывание некоторых расходов с госбюджета на фонд социального страхования на случай безработицы не обеспечит особой экономии.

«Это те же расходы госбюджета, но просто с другого кармана. Средства, которые аккумулируются в фондах социального страхования обеспечивают те же государственные гарантии, просто через другой механизм. По большому счету, эти средства равноценны средствам госбюджета» – говорит Кузовой.

Предложенные Кабмином трансформации в большей степени похожи на попытку придать бюджету бездифицитный вид, припрятав этот самый дефицит в других карманах.

Судя по содержанию документа по прогнозам эксперта, экономия окажется не мгновенной, а постепенной, растянутой во времени. Если речь идет о повышении пенсионного возраста и прочих пенсионных новшествах, то эффект проявится тогда, когда эти категории льготников начнут выходить на пенсию.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИНЯТИЯ

Как всегда, правительство первым делом пропиарилось. Премьер-министр Арсений Яценюк уже назвал бюджет на следующий год «честным и справедливым».

«Бюджет не лучший, точно не агитационная листовка политической силы... Но честный и справедливый. И мы готовы докладывать этот бюджет в парламенте и надеюсь, что парламент, который распустил президент, соберется для того, чтобы проголосовать за данные законопроекты» – заявил премьер.

По словам Оксаны Калетник, более вероятен вариант, неоднократно опробованный правительством Азарова. Бюджет как бы подадут в парламент, и сразу же отзовут на доработку.

«Даже если законопроект будет по-честному подан, вероятность его принятия в качестве бюджета страны – очень низкая, учитывая регламентированную процедуру – прохождение не менее двух чтений. Максимум, бюджет может быть проголосован в первом чтении, с последующей доработкой комитетом парламента по вопросам бюджета совместно с Минфином» – подытожила депутат.

Галина КАЛАЧОВА

Категория: Общество | Добавил: admin (17.09.2014)
Просмотров: 2170 | Теги: Азаров, Яценюк, социальная политика | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

Обсудить на Юридическом форуме

ИНТЕРВЬЮ

Кирило Говорун: На гроші Новинського лобісти влаштовують танці з бубнами довкола «гонінь проти УПЦ»

Після початку повномасштабної війни 2022-го в мережі з'явилася антивоєнна декларація, яку підписали понад п'ять сотень богословів, релігієзнавців, філософів з усього світу. Серед авторів цього тексту був і Говорун.



Розпорошення ресурсу та план «Б». Чому замінили Залужного і що чекає на Сирського

Розпорошення ресурсу та план «Б». Чому замінили Залужного і що чекає на Сирського Військовий експерт окреслив перспективи та умови, в яких доведеться працювати новому головкому...