Вчера Интерпол снял бывшего президента Виктора Януковича с розыска. Это плохая новость, но за этим заголовком скрыто гораздо больше, чем просто слово «измена». Если вас не удовлетворяют поверхностные ответы на сложные вопросы, то вам следует знать, что за этим стоит.
Итак, для объявления в розыск по линии Интерпола человеку должно быть объявлено подозрение в конкретном уголовном производстве. В случае с Януковичем это было дело Укртелекома. Почему Януковича объявили по этому делу? Потому за преступления против Майдана Интерпол отказывает в розыске любых украинских граждан, от Януковича до командира роты «Беркута» Садовника, видя в этом политическое преследование.
Причем этот синдром отказов Интерпола перебрасывается уже и на другие эпизоды. Так, в 2015 году организация не захотела объявлять в розыск экс-генпрокурора Пшонку, аргументируя это недостаточностью доказательств (хотя его подельники уже даже получили приговоры по делу!). Можно иметь претензии к следствию по одному делу, двух или трех. Но не поголовно ко всем делам, где фигурируют соратники Януковича.
Итак, чтобы не получить отказ по делу Майдана, для розыска Януковича было использовано так называемое «экономическое преступление». Дело Укртелекома, по которой Янукович был объявлен в розыск, касается обязательств покупателя этого предприятия. Тот должен был за свой счет построить сеть специальной связи. При Януковиче компания Укртелеком была приватизирована на бесконкурентном конкурсе. Актив достался киевской фирме «ЕСУ», которая принадлежала австрийскому предприятию «Эпик», а затем – кипрским оффшорам.
Собственно говоря, реальные акционеры «Эпик» никогда не были названы, но мои источники говорят, что это был «пул» олигархов и коррупционеров, в том числе Янукович, Ахметов, Фирташ и Левочкин, которые «вскладчину» купили Укртелеком, используя финансирование Сбербанка. По меньшей мере, эти фамилии фигурируют в запросе Украины в некоторые европейские государства о предоставлении правовой помощи в части выявления конечных бенефициаров фирмы «Эпик».
Итак, чтобы снять с компании «ЕСУ» обязательства тратить 220 000 000 гривен на развитие сети, Януковичем была провернута спецоперация, которая завершилась внесением изменений в бюджет Украины, повесив эти расходы на граждан Украины.
Заговор реализовали через подчиненного Януковича, председателя Государственной службы специальной связи Геннадия Резникова, который в июне 2012 года обратился к премьеру Николаю Азарову, чтобы тот выделил 220 000 000 бюджетных гривен для завершения строительства сети секретных коммуникаций.
Через месяц Министерство финансов доложило Азарову, что оснований для финансирования этих работ за счет бюджета нет. Но, несмотря на такой отказ, 18 июля 2012 прямо на заседании Кабмина Азаров поручил Госспецсвязи ускорить создание сети. По мнению следствия, Азаров сделал это «вопреки интересам государства, в интересах покупателя акций «Укртелекома».
Далее в игру вступил Янукович. В конце июля 2012 он встретился с руководителем Госспецсвязи Резниковым. Последний предложил, чтобы тогдашний президент поручил правительству профинансировать спецсеть вместо компании «ЕСУ». «Янукович согласился, тем самым вступил в преступный сговор, и приказал Резникову направить на его имя соответствующее письмо».
Свое письмо Резников передал Януковичу во время следующего свидания, и 1 августа 2012 Янукович собственноручно предоставил письменное поручение премьеру Азарову и министру финансов Колобову о выделении Госспецсвязи 220 000 000 гривен.
Вот это поручение. Под этими несколькими росчерками – 25 000 000 долларов.
Получив письмо от Януковича, Азаров поручил выполнить поручение. Министр финансов Юрий Колобов, хотя и знал о том, что сеть должны были строить новые владельцы «Укртелекома», «действуя в личных интересах по мотивам дальнейшего пребывания на занимаемых должностях», организовал подготовку изменений в бюджет, которые сначала одобрил Кабмин, а затем, 2 Октябрь 2012 – и Верховная Рада. Впоследствии закон подписал президент Янукович – «с целью доведения общего преступного умысла до конца, с целью завладения бюджетными средствами».
Дело против Януковича по эпизоду Укртелеком основано на результатах ревизии, проведенной Николаем Гордиенко. Тем самым Гордиенко, которого после увольнения с должности руководителя Государственной финансовой инспекции был объявлен национальным героем, который бросил вызов коррупции.
За связи с Интерполом в Генпрокуратуре отвечает Давит Сакварелидзе. Но, конечно, считать его «агентом Януковича» ни у кого нет оснований. Подозрение по «Укртелекому» было вынесено Януковичу 7 октября 2014, а Интерпол разместил красную отметку напротив его фамилии 12 января 2015. Параллельно в Испании был задержан экс-министр финансов Юрия Колобова и началась подготовка к его экстрадиции...
И вот теперь Януковича снят с розыска. Это событие, последствия которого распространяются гораздо дальше, чем просто судьба экс-президента. Это будет влиять на доверие к власти в глазах украинского населения, которое стремится наказания бывших руководителей. Но проблема в том, что пребывание в розыске по линии Интерпола, по закону, является обязательным условием для начала заочного осуждения Януковича. И то, что произошло сегодня – это удар в спину по всем украинцам, стремящихся к правосудию в деле Майдана и разграблении государственного бюджета.
Сергей ЛЕЩЕНКО
|