С 29 октября по 11 ноября мониторинг Центра исследования общества зафиксировал 131протест, 23 негативные и 8 положительных реакции на протесты. Количество протестов за этот период почти в полтора раза больше, чем было зафиксировано за предыдущих четыре недели (188 протестов). Почти в такой же пропорции возросла частота негативных реакций на протесты. Несмотря на то, что проект Закона «О гарантиях государства по исполнению судебных решений» (№ 9127) сняли с рассмотрения в Верховной раде, и несмотря на то, что власти официально пошла на сотрудничество с «Союзом ветеранов Афганистана», протесты в защиту социальных выплат продолжаются. За прошедшие две недели в Украине состоялись 40 протестов, касающихся этой проблемы. Также за это время стала заметна тенденция к росту недовольства действующей властью: состоялось 42 уличных акций, на которых граждане выражали недовольство действующими президентом, правительством или Верховной Радой. Особый интерес вызывает не столько рост протестов вокруг этих двух тем, как то, что в половине случаев эти требования сочетаются. То есть во время 20 протестов против отмены социальных выплат озвучивались четкие требования смены власти. 3 ноября в Донецке около полутора тысяч граждан – представители партий, профсоюзов, различных общественных организаций – вышли на митинг, требуя сохранения социальных гарантий и социальной защиты. Они угрожали бессрочными акциями протеста в случае, если Верховная Рада не пойдет на самороспуск, или если Президент откажется ее распустить. В этот же день в Киеве около полутора тысяч чернобыльцев, предпринимателей и представителей различных партий и организаций вышли на улицы под лозунгом «Выключи Раду!». Уже который раз под стенами парламента произошли столкновения с бойцами спецподразделения «Беркут», и протестующие пытались снести ограждение вокруг здания главного законодательного органа страны. 3 ноября в Луганске около 800 чернобыльцев, ветеранов Афганистана предпринимателей, рабочих, объединенных в организации, профсоюзы, партии, требовали от Президента распустить Верховную Раду. Они также призвали провести реформу процедуры выборов и провести другие, реальные реформы в кране. Крупные демонстрации с похожими требованиями прошли в Украине 7 октября – в годовщину Октябрьской революции. В Севастополе, Херсоне, Харькове эта дата собрала от полусотни до полутора тысяч граждан, организованных преимущественно Коммунистической партией Украины, которые требовали отказа сотрудничества с МВФ, сохранение социальных гарантий и выражали недовольство действующей властью. Хотя в большинстве случаев эти социально-политические протесты происходили в форме традиционных митингов, пикетов, демонстраций, несколько раз они становились более радикальными. Центром такой «радикализации» можно считать Киев. Лишь в ноябре дважды – 1 и 3 ноября – недовольные граждане ломали многострадальный забор вокруг Верховной Рады и даже пытались прорваться внутрь здания. 31 октября в городе Кагарлык Киевской области начался стихийный митинг пенсионеров, чернобыльцев и других льготных категорий населения против отмены социальных доплат. Во время акции часть людей перекрыла трассу Киев-Днепропетровск. Блокада трассы продолжалась около двух с половиной часов. 1 ноября в Житомире несколько десятков пенсионеров-чернобыльцев захватили помещение Пенсионного фонда. Они требовали возобновить выплаты их пенсий, которые они не получают, несмотря на решение суда. Более трети негативных реакций на протесты, которые случились за последние две недели, также касалась социальных выплат. В Донецке и Днепропетровске суды запрещали уличные акции. В Киеве четыре раза происходили столкновения между активистами и силами порядка, дважды милиция задерживала участников акций. Одновременно, из уст представителей местной и центральной власти часто звучали обещания прислушиваться, сотрудничать, выполнить требования недовольных граждан. Эту кажущуюся противоречивость, на самом деле, легко объяснить методом кнута и пряника. Обещаниями власти пытаются успокоить и отлучить от протеста одну часть граждан, а репрессиями – повлиять на другую, более радикальную и активную часть. Таким образом, она делает ставку на раскол и уменьшение численности недовольных. Также этот метод направлен именно против политизации протестов. Ведь власти обещают рассмотреть только социальную составляющую требований – льготы – но отнюдь не политическую – требования отставки властей, надеясь, что протестующие удовлетворятся первым обещанием, и не будут требовать других. Итак, две прошедшие недели четко указывают на продолжение тенденции к политизации социальных протестов. Частично как причины политизации, частично как ее последствия можно выделить два фактора – привлечение партий и кооперация между различными социальными группами. Резонанс вокруг социальных протестов не мог не привлечь внимание партий, которые стали участвовать в них, всячески подчеркивая свое участие и, таким образом, используя их в своих политических целях. Порой их участие приобретает довольно гротескную форму – когда на одной акции присутствуют идеологические противники, например, крайне правая «Свобода» и декларативно левая КПУ. Однако, вероятно, что оппозиционные партии разнообразного идеологического спектра также сыграли свою роль в смещении акцента на политический. Другой фактор – попытки сотрудничества различных протестных групп, например, чернобыльцев, предпринимателей, рабочих. Для такого сотрудничества необходимы более или менее единые требования. Именно политизация протеста делает возможным объединение различных протестных групп, подводя социальные требования под общий знаменатель недовольство действующей властью.
|