В Украине в этом году приняли в первом чтении новую редакцию закона «О жилищно-коммунальных услугах» (ЖКУ). Документ устанавливает требования к качеству ЖКУ, обязывает украинский давать показания счетчиков, платить штрафы за долги и позволяет поставщикам отключать свет и воду недобросовестных клиентов.
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Новая редакция закона «О жилищно-коммунальных услугах» описывает требования и права ОСМД, потребителей и поставщиков услуг. Так, коммунальные услуги, согласно документу, должны поставляться непрерывно. Перекрыть воду могут только для ремонтных и профилактических работ, предупреждать о которых нужно как минимум за десять дней. Как и в действующей редакции закона, к каждому виду комуслуг есть свои требования. Например, температура горячей воды должна быть в пределах 50-75 градусов, а сама вода должна соответствовать требованиям к питьевой. Если вместо горячей воды из крана идет теплая, платить можно меньше:
– 50-75 градусов - платить 100% от тарифа;
– 45-49 градусов - платить 90%;
– 40-44 градуса - платить 70%;
– меньше 40 градусов - платить по тарифу на холодную воду.
При этом стоит отметить, что речь идет о температуре воды на входе в дом. Зимой, если трубы не утеплены, пока вода дойдет до девятого этажа, ее температура может опустится на пять-семь градусов. Утеплять трубы в доме должны сами жильцы.
Свои требования есть и к центральному отоплению. Температура в отапливаемых комнатах должна быть не ниже 18 градусов (в угловых - 20 градусов). За каждый градус ниже 18 - минус пять процентов от суммы в платежках. Если температура воздуха в квартире ниже 12 градусов, в соответствии с законом, платить за отопление не требуется. Однако при этом в Законе «О жилищно-коммунальных услугах» уточняется: «При условии осуществления собственником, балансодержателем дома мероприятий по утеплению помещений и мест общего пользования».
Если в квартире старые окна, которые пропускают тепло, требовать от поставщика услуг перечислить сумму в платежках нельзя. Законом также установлено, когда поставщики услуг должны начинать отопительный сезон - в течение трех суток после того, как среднесуточная температура на улице закрепилась на уровне восьми градусов тепла. Если это требование не выполняется, на четвертые сутки, и каждый следующий день сумма в платежках за месяц должна уменьшаться на 3,3%.
НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УКРАИНЦЕВ: ПЕНЯ И РЕМОНТЫ
Жители дома должны сами подготовить коммуникации в многоэтажке к оказанию комуслуг. То есть, если в доме протекает труба - за ремонт отвечают сами жильцы. Также самим нужно платить за ремонт внутридомовых систем газо- и электроснабжения.
За ремонт в подъездах также придется отвечать самостоятельно. Или создавать ОСМД и нанимать управляющую компанию, которая за определенную плату будет содержать дом и придомовую территорию, или же заключать договора с дворниками, службой, которая занимается вывозом мусора и т.д. В тех домах, которые ОСМД не создали, управляющую компанию назначает по конкурсу городской совет.
Стоит отметить и подъезд, и крышу, и подвальные помещения - общая собственность всех жильцов многоквартирного дома.
Согласно первой редакции закона, пеня за несвоевременную оплату коммуналки должна была появиться уже в этом году, однако ко второму чтению неприятную для должников норму перенесли на 2018-й. Как объясняет один из соавторов законопроекта Елена Бабак, размер пени - 0,1% от долга в день. При этом общая сумма пени не должна превышать сумму задолженности. Пеня начисляется от 20 числа каждого месяца. Итак, если заплатить 30 числа, придется отдать на 1% больше. Новая норма коснется миллионов украинцев. Так, в типовой многоэтажке долги за коммуналку у каждой пятой квартиры, а общая сумма задолженности превысила в Украине 25 000 000 000 гривен.
В новой редакции закона «О ЖКУ» также указано: если потребитель не платит больше месяца, коммунальные услуги ему могут отключить. При этом нельзя отключить электроэнергию и газ, в то же время «перекрыть» тепло (если есть техническая возможность), холодную и горячую воду за долги могут. Об отключении должны предупредить за 30 дней. На следующий день после оплаты долга или заключения договора о реструктуризации поставку коммунальных услуг восстановят.
Также украинцы по новой редакции закона будут обязаны подавать показания счетчиков поставщикам услуг.
КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ
Если вода, газ или свет доходит до квартиры в плохом качестве, украинцы имеют право вызвать поставщика или его представителя. По результатам проверки составляется акт-претензия, а поставщик должен пересчитать стоимость услуги. Если результаты исследования покажут, что, например, отобранный газ соответствует установленным требованиям, стоимость исследования придется покрыть самостоятельно.
Если поставщик по вызову не явился, акт можно составить без него, но при этом нужно получить подписи как минимум двух соседей. Акт письмом направляется поставщику, и он должен за пять дней принять решение: пересчитать платежки или обоснованно отказать. Если поставщик игнорирует требования, можно подавать в суд.
Как говорит юрист Елена Проценко, киевляне очень редко пользуются своими правами в вопросах ЖКХ и не спешат обращаться в суд, если из-за плохого давления в системе на последних этажах многоэтажек плохо поступает вода, или же вместо горячей воды - теплая.
Напомним, если органы социальной защиты получат информацию о том, что у субсидианта задолженность за коммуналку как минимум за два месяца, субсидию не продлят. Кстати, по данным Госстата, по состоянию на апрель 2017 украинцы задолжали за отопление и горячую воду больше 10 400 000 000 гривен, за газ – 7,1 миллиарда грн., за воду - 2,5 миллиарда гривен.
Если должник хочет получить скидку, нужно принести в местный орган социальной защиты квитанцию об уплате задолженности или документ, свидетельствующий о реструктуризации долга. Если субсидия оформляется впервые, то скидку можно получить даже с задолженностью. Однако, к следующему сезону нужно или погасить долг, или платить за коммуналку самому.
|