12 марта 2012 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законпроект, который позволит прекратить беспредел ГАИ касательно беспричинных остановок автомобилей. Народный депутат Мищенко С.Г. предлагает убрать из п.21-1 ст.11 Закона Украины «О милиции» такую причину остановки транспортного средства как «проведение спецоперацій», которая на самом деле служит лишь поводом «просто так» тормозить водителей. Напомним, что 2011 году Верховная Рада приняла изменения в Законе Украины «О милиции» куда не включила из приказа МВД №111 причину остановки «характер движения вызывает подозрение». «Дорожный контроль» неоднократно публиковал сюжеты и выступал на ТВ показывая как ГАИшники злоупотребляют данной причиной остановки тормозя абсолютно все автомобили и даже те, которые «не вызывают подозрения». В итоге, у ГАИшников это забрали. Однако, в Законе «О милиции», по настоянию МВД, все-таки оставили вторую спорную причину остановки «проведение спецоперации». В итоге, спецподразделение ГАИ КОБРА, чтобы иметь возможность беспричинно тормозить любые машины, сделала так, что инспекторы КОБРЫ 365 дней в году находятся «в операции». То есть, «операции» никогда не заканчиваются, а следовательно - всегда есть основание беспричинно остановить машину. В течение последних лет «Дорожный контроль» опубликовал сотни материалов показывающие злоупотребления ГАИшников данной причиной остановки. Еще летом 2012 года «ДК» сказал работникам КОБРЫ, что если они будут продолжать бездумно останавливать машины, их вообще лишат возможности кого либо тормозить ибо раздражение бепричинными остановками имеет свойство накапливаться и найдется депутат с новым законопроектом. В своей пояснительной записке народный депутат Мищенко С.Г. указал следующее: «Однією з підстав, яка виявилася неефективною і якою, за свідченнями звернень громадян, часто спекулюють працівники ДАІ є проведення цільових заходів (операції, відпрацювання, оперативні плани) для перевірки документів на право користування і керування транспортним засобом, документів на транспортний засіб. Міністерство внутрішніх справ України мотивувало необхідність закріплення даної підстави для зупинення транспортних засобів (надалі ТЗ) тим, що ці заходи покликані суттєво підвищити розкриття злочинів пов’язаних з незаконним заволодінням ТЗ. З метою перевірки ефективності застосування цільових заходів, як механізму по боротьбі зі злочинами пов’язаними з незаконним заволодінням транспортними засобами, мною було направлено відповідне звернення до Міністра внутрішній справ України щодо надання статистичних даних. Згідно з даними, наданими Міністерством внутрішній справ України: 1) у першому півріччі 2011 року (тобто до набрання чинності Законом України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо усунення надмірного державного регулювання у сфері автомобільних перевезень») працівниками міліції було розкрито 69,6% злочинів (зареєстровано 1839,розкрито 1281), пов’язаних із незаконним заволодінням ТЗ; 2) у другому півріччі 2011 року цей показник становив 55,9 % (зареєстровано 2844, розкрито 1592) 3) станом на 20.11.2012 року – 62,5 % (зареєстровано 5184, розкрито 3240). Таким чином, можемо констатувати той факт, що проведення цільових заходів аж ніяк не сприяє розкриттю злочинів щодо незаконного заволодіння ТЗ, однак створює суттєві незручності для водіїв транспортних засобів та надає працівникам міліції додаткову можливість зловживати своїми повноваженнями». (Народный депутат Мищенко С.Г.) Вот так! Оказывается МВД нагло врало Верховной Раде Украины что причина остановки «проведение спецоперации» помогает бороться с угнанными автомобилями. На практике оказалось, что до появления причины остановки «проведение операцій» в Законе Украины «О милиции» угнанных автомобилей находили значительно больше, чем после ее появления. То есть, такая причина остановки абсолютно бесполезна и на практике является лишь лазейкой чтобы «просто так» тормозить автомобили. Ранее «Дорожный контроль» неоднократно агитировал граждан жаловаться на действия ГАИ в случае безосновательных остановок. Для нас это всегда была проблема №1 поскольку это создавало условия для коррупции - когда инспектор тормозит понравившейся ему автомобиль и уже на ходу придумывает к чему бы придраться и выбить взятку. Если примут закон - ГАИ будет иметь право тормозить лишь за реальное нарушение. Согласно законопроекту, должны остаться только такие причины: «1) порушення правил дорожнього руху водіями; 2) наявності даних, що свідчать про причетність транспортного засобу, його водія, пасажирів або вантажу до вчинення дорожньо-транспортної пригоди, кримінального чи адміністративного правопорушення; 3) необхідності опитування та/або залучення як свідків водія і пасажирів про обставини вчинення дорожньо-транспортної пригоди, кримінального чи адміністративного правопорушення, свідками якого вони є або могли бути; 4) необхідності залучення водія транспортного засобу для надання допомоги іншим учасникам дорожнього руху або працівникам міліції у передбачених законом випадках; 5) виконання рішень про обмеження чи заборону руху, прийнятих уповноваженими на це державними органами». Стоит обратить особое внимание, что мотив данного законопроекта - именно жалобы граждан. По аналогичной причине в 2009 году Генеральной прокуратурой Украины были запрещены «письма счастья». После того как прокуратура получила тысячи жалоб от автомобилистов на такие незаконные штрафы - было вынесено предписание об их запрете. Позже, руководство Департамента ГАИ на пресс-конференции созналось, что именно общественное мнение повлияло на запрет «писем». Это говорит о том, что если граждане не будут молчать как покорные рабы, а будут массово возмущаться и юридически правильно аргументировать свою позицию (жалобы, иски в суд), то в итоге власти будет легче удовлетворить желание общественности чем слушать бесконечные упреки и недовольство. Безусловно, что ликвидация причины остановки «проведение спецоперации» значительно снизит количество негатива и на дорогах передвигаться будет значительно комфортнее. Дорожный контроль
|