Верховная Рада приняла пакетное постановление об отставке премьера Арсения Яценюка и назначении главой правительства Владимира Гройсмана. В тот же день был утвержден обновленный состав правительства.
Его структура и кадровый состав представляют интерес с точки зрения функционирования отечественной власти. Торги по поводу правительственных должностей показали, что украинская элита по-прежнему живет не для развития государства, а для решения текущих кадровых вопросов.
НЕДОРАЗВИТАЯ ДЕМОКРАТИЯ
В свое время автору этой статьи попалось на глаза любопытное определение «партийно-мафиозные структуры». Речь шла о системе власти в странах Азии и Африки, где вместо западных правил и стандартов использовались иные приемы, а вместо партий зачастую работали преступные синдикаты.
Нельзя сказать, что мы идем по пути африканских стран, но с каждым новым изменением состава правительства крепнет какое-то нехорошее ощущение обмана и абсурда.
Уже детально проанализированы искусственные причины последнего правительственного кризиса, но и не менее искусственной кажется и измененная структура нынешнего Кабмина. Можно было бы предположить, что в стране происходит очередной этап административной реформы, но об этом никто не объявлял и даже не пытался создать впечатление.
Организаторы «каалиции» не пытаются скрыть того факта, что состав Кабмина и его новая структура возникли в результате кулуарных договоренностей, а не продиктованы имеющимся планом реформ.
В правительстве Яценюка, например, было три заместителя премьер-министра. В кабинете Гройсмана их уже шесть. Чем вызвано такое двукратное увеличение высших государственных чиновников? Необходимостью более рационально распределить полномочия или желанием удовлетворить кадровые амбиции всех групп, создававших новый вариант Кабмина?
Понятно, что свои «договорняки» есть и в так называемых развитых демократиях. Но вопрос в масштабе таких кулуарных, сугубо «кадровых» решений, вызванных желанием освоить финансовые потоки, а не провести долгожданные структурные реформы той или иной отрасли.
Кажется, что с новым витком правительственного кризиса в стране совсем пропала вера в то, что наша элита думает что-то менять в стратегическом плане. Раньше они хоть делали вид, пытались что-то объяснять, создать впечатление, а теперь просто поделили должности, попутно нарисовав ряд новых кабминовских вакансий.
ШЕСТЬ ЗАМОВ ГРОЙСМАНА
Итак, теперь у премьер-министра будет шесть заместителей (!), один из которых будет в статусе первого зама. Первым вице-премьером и главой Министерства экономического развития назначен Степан Кубив.
Кроме него в составе правительства будут работать еще пять заместителей премьер-министра. И здесь начинается самое интересное, так как далеко не все эти назначения можно объяснить логически.
Вице-премьером, в частности, назначен близкий соратник Владимира Гройсмана Владимир Кистион. Малоизвестный широкой публике чиновник с 2008 по 2011 год занимал должность заместителя мэра Винницы. С 2011 по 2014 год был первым замом мэра Винницы.
В 2014 году после назначения Гройсмана вице-премьером в правительстве Яценюка переехал в Киев, где занял должность первого заместителя министра регионального развития. Главой этого ведомства тогда был Гройсман.
В правительстве опять появляется вице-премьер по вопросам евроинтеграции и евроатлантической интеграции. На эту должность назначена Иванна Климпуш-Цинцадзе.
Стоит напомнить, что вице-премьеры по евроинтеграции уже бывали в составе украинского Кабмина, но их работа зачастую сводилась к дублированию функций главы МИДа. Во всяком случае, трудно вспомнить, что «евроинтеграционного» смогли сделать Олег Рыбачук или Григорий Немыря.
В новом составе Кабмина также разделены позиции вице-премьеров по социальным и гуманитарным вопросам. Социалкой займется Павел Розенко, а традиционно сложную гуманитарную сферу продолжит опекать вице-премьер Вячеслав Кириленко.
Складывается впечатление, что отдельная должность для Кириленко была необходима и как компенсация за отнятое Министерство культуры, и как место для кандидата от «Народного фронта». Дело в том, что остальные вице-премьеры или являются кандидатами от БПП, или просто близки к этой политической силе.
Также в новом Кабмине сохранил свою должность вице-премьер и министр регионального развития Геннадий Зубко.
«МИНСТЕЦЬ» И МИНИСТЕРСТВО ПО БЕЖЕНЦАМ
Продолжит занимать свое место в новом составе правительства и министр информационной политики Юрий Стець.
Как и следовало ожидать, организаторами коалиции были проигнорированы предложения экспертов о возможности объединения Минкульта и «Минстеця». Такой подход как раз предполагал европейские методы сочетания культуры и масс-медиа, эффективной рекламы и пропаганды в одном лице.
Но в текущей структуре Кабмина было сохранено Министерство информполитики с тем самым министром, к работе которого за прошедшее время накопились вопросы.
Также в составе правительства теперь создается Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц. Главой этого ведомства будет малоизвестный широкой публике Вадим Черныш.
С июня 2015 года Черныш работал главой Государственного агентства по вопросам восстановления Донбасса. Cчитается, что в ходе коалиционных торгов кандидатуру Черныша активно поддерживал депутат от фракции БПП Александр Третьяков.
Как видим, новое министерство продолжит работу госагентства по восстановлению Донбасса. Как и в случае с «минстецем», по поводу эффективности работы этого ведомства нет объективной информации. Почти за год можно было сделать что-то заметное, но госагентство «по восстановлению Донбасса» этим не запомнилось.
Посмотрим, что сможет сделать новый состав правительства, но первое впечатление от его формирования сомнительное. Нет внятной программы реформирования страны, нет даже четких планов по преодолению текущих кризисных явлений в экономике, зато есть жажда власти и борьба за финансовые потоки, контроль над ключевыми ведомствами и желание отодвинуть подальше от «кормушки» своих возможных партнеров по коалиции.
Юрий КОГОРОДСКИЙ, From-UA
|