За решением комитета Рады по здравоохранению о выражении недоверия и поддержке постановления об увольнении и. о. главы Минздрава Ульяны Супрун и неожиданно горячей поддержкой, оказанной ей премьером, стоит жесткая борьба — как между группами внутри власти, так и лоббистами вне Украины. Очевидно одно: если Владимиру Гройсману не удастся сохранить Супрун, его позиции существенно пошатнутся.
Комитет решил обратиться к Кабмину с требованием уволить Супрун 3 апреля. Претензии конкретизировала глава комитета Ольга Богомолец, изложив их в 10 пунктах: ускорившееся вымирание украинцев, миграция 70 тысяч медиков за границу только в 2017-м, падение уровня вакцинации, срыв международных закупок медпрепаратов, провал борьбы с раком (плюс финансирование главных направлений — онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний — на треть от потребностей). Те, кто присутствовал на заседании комитета, описывают показательный момент: нардеп Константин Ярынич спросил у Супрун, сколько денег было выделено на финансирование борьбы с онкологией по Кировоградской области (это, в т. ч., его округ).
И. о. министра, глянув в документы, ответила: «Около 3 млн грн». После этого Ярынич набрал по громкой связи облуправление по здравоохранению. «Ему дали ответ: 200 с хвостиком тысяч, — передал «Вестям» диалог собеседник, близкий к комитету. — Расхождение более, чем в 10 раз — это в интересах определенных групп по влиянию, и если раньше в Минздраве такие несостыковки были невозможными, сейчас они в порядке вещей».
Сама Супрун ответила на обвинения, назвав их «лучшей рекламой медреформы». «Хочу поблагодарить сотни людей, которые написали мне сообщения поддержки. И депутаты, и министры — мне даже позвонил премьер. Я остаюсь на должности», — «заякорилась» и. о. министра перед началом заседания Кабмина. И сам премьер в выступлении «на камеры» был весьма прямолинеен: «Кроме слов «спасибо вам, Ульяна, и вашей команде», я иного сказать не могу. Знаю, что вам непросто... Как еще не додумались, что вирус «Новичок» тоже вы в министерстве сделали?!»
МАФИИ И ЛОББИ США
На самом деле за громкими посылами скрывается очень жесткая и многоуровневая борьба между группами внутри власти и вне ее. «Составляющих, по сути, три. Первое — это взаимодействие между тремя местными фармацевтическими «мафиями». Второе — это отношения между самим Минздравом и Всемирной организацией здравоохранения. Третье — это сотрудничество Супрун и ее супруга, Марка, с лоббистскими структурами в США, которые ее продвигали в Украине», — описал размах политолог Кость Бондаренко.
На внутриукраинском уровне в игре заинтересованы главные фармфирмы. «По сути, часть власти считает, что Супрун выполнила свою роль, будучи «свадебным генералом» для продвижения идеи с созданием Агентства по здравоохранению, которое централизовало 90 млрд грн финпотоков в своих руках. Оно создано, у него появился глава — и некоторые силы на Банковой решили, что и. о. министра можно заменить, тем более, что ее сейчас оценивают с точки зрения токсичности», — сказал политолог Алексей Якубин.
Показательно, что отставки Супрун потребовали все ведущие «медицинские семьи» Украины, связанные с БПП (нардепы Ольга Богомолец, экс-министр Олег Мусий и т. д.), а в защиту, де-факто, выступил близкий к Банковой нардеп Сергей Березенко. «Фракция БПП поддержит назначение министра — либо премьер внесет предложение коалиции, либо он сам имеет право, согласно Конституции, внести предложение. Если внесет Супрун, фракция будет определяться внутри себя. Она поделится... Но какое-то количество поддержки Супрун получит», — сказал нардеп.
Именно Березенко, по словам Якубина, является лоббистом Супрун в АП. «Однако нельзя исключать, что Банковая уже приняла решение спровоцировать «чистку» в Кабмине, отозвав министров по квоте БПП — а это Александр Данилюк (Минфин), Игорь Насалик (Минэнергоугля), Тарас Кутовой (Минагрополитики) и сама Супрун. Если по остальным министрам Гройсман согласится, то главу Минздрава он хочет сохранить любой ценой, ведь это квота президента, и на должность зайдет человек, с которым Гройсман так просто договориться уже не сможет», — пояснил эксперт.
ЗА И ПРОТИВ
Вчера соцсети захлестнула волна поддержки Супрун со стороны депутатов от «Народного фронта». Писали о «реваншизме» и коррупционных интересах, которые-де «устранила пани министр». Поддержка продиктована близостью Гройсмана к Арсению Яценюку, и, что показательно, Супрун поддерживает лишь часть фракции. «Мы еще не собирались, чтобы сформировать позицию по решению комитета... Когда это попадет в повестку — соберемся», — сбивчиво комментировал вчера глава фракции Максим Бурбак.
Впрочем, поддержка или провал голосования особого значения иметь не будует. «Во-первых, Супрун — это часть схемы. Во-вторых, за теоретическую отставку нет голосов. В-третьих, Рада вообще не может уволить того, кого не назначала: Супрун с 2016 года — первый замминистра и и. о. министра, а это значит, что уволить ее можно только решением Кабмина с должности первого зама, поскольку она не министр», — поясняет политэксперт Дмитрий Корнейчук. Кость Бондаренко также согласен — и. о. министра, скорее всего, останется на должности. «Есть немало заинтересантов в продолжении «реформы», которую могут использовать в качестве ширмы», — говорит Бондаренко.
О чем конкретно речь, пояснил собеседник, близкий к одной из бывших команд Минздрава. «Во-первых, это те, кто раньше участвовал в закупках препаратов, а после внедрения механизма международных закупок выпал из «пула» (в нем осталось 70% украинских дистрибюторов лекарств. — Авт.), — считает он. — Во-вторых, речь о корявом исполнении реформы, против чего и протестовали депутаты, — Супрун на комитете прямо заявляет, что «начали ее на основах страховой медицины». Которой в стране нет. Или читает с листочка, что «существует новая методика расчета зарплат для врача первичного звена». А таковой нет». Но выгоднее всего медреформа для тех, кто располагает ресурсами для приватизации коммунальных больниц. «Все дело в расчетах тарифов на услуги — после того как их примут в нынешнем виде, больницы все равно останутся в проигрыше. И те, которые не дотируются местными общинами, закроются уже за год — их и скупят за бесценок воротилы бизнеса», — считает наш собеседник. Впрочем, в Минздраве все обвинения отметают.
ПРОТИВ ОТСТАВКИ. «ЗАМОЧИ МАНТУ, ПОЛЮБИ СУПРУН»
Олег Медуница, нардеп, НФ: «Очевидна неотвратимость медицинской реформы. Наверное, именно это больше всего пугает всех, кто «присосался» к коррупционным схемам госзакупок в отрасли. Попытка отстранить Ульяну Супрун — реваншистский сговор фармацевтических лобби и закоренелых коррупционеров — должностных лиц».
Борис Кушнирук, экономист: «Те, кто десятилетиями наживался на полном несоответствии медсистемы потребностям общества, сейчас делают все, чтобы заблокировать реформы команды Супрун... Вороватые прохвосты пусть идут подальше».
Валентин Красноперов, политический аналитик: «Много кто не понимает. Если не удастся Супрун и команде, которая с ней, то вообще ничего не удастся в этой стране с Европой...»
Александр Кабанов, поэт: «Глянешь в темноту, промеж вещих струн: замочи манту, полюби Супрун».
ЗА ОТСТАВКУ. «ОНА НЕ ПОНИМАЕТ РЕАЛЬНОСТИ»
Игорь Уманский, экс-министр финансов: «Я был уверен, что Украина получила болезненную, но полезную прививку от «варягов». Развал всех систем уже должен был закончиться — дальше некуда! Почему некоторые во власти так до сих пор держатся за «медсестру» в ранге министра, теряя даже чувство самосохранения?!»
Татьяна Бахтеева, нардеп, ОБ: «И. о. министра не знает и не понимает украинской реальности. У врача может быть небольшое количество пациентов, но при этом он может быть прекрасным специалистом... Нельзя так проводить реформы в здравоохранении».
Игорь Мосийчук, нардеп, РПЛ: «Семь из одиннадцати нардепов, присутствующих на комитете, поддержали проект постановления... Требуем скорейшего увольнения госпожи «Доктор смерть!».
Елена Лешенко, юрист: «Супрун увольняют... Говорят, не справилась. Ну надо же... А что, человек без профобразования и спецстажа мог справиться?! Мало уволить, ответственность должны понести в первую очередь те, кто ее туда лоббировал и назначал».
ВЕСТИ
|