Наконец, Нацбанк взялся за курс. Видимо, в правительстве устали слушать в свой адрес обвинения. Дескать, курс специально отпускается, чтобы стимулировать инфляцию, а инфляция даст рост номинального ВВП, после чего увеличится собираемость налогов.
Позитивно, что после вмешательства 15 апреля курс мгновенно откотился до уровня 12 гривен за доллар, и с утра 16 апреля продолжил снижаться.
Интервенций Нацбанк не проводил. Остановить падение курса гривны удалось «арбузовским» методом. Но старая-новая команда НБУ подошла к процессу с фантазией. Если прежние главы НБУ Сергей Арбузов и Игорь Соркин устраивали расправу над банками, которые продавали валюту по завышенному курсу, то новый глава НБУ Степан Кубив наоборот. Он решил дать по рукам тем, кто ее покупает слишком дорого.
По словам банкиров, вернувшийся из американского вояжа Кубив приказал умерить пыл валютным спекулянтам административным путем. Решение правильное, но явно запоздалое. К тому времени, панические настроения уже царили в Украине примерно неделю.
Если торги 15 апреля открывались на уровне 13 гривен за доллар, то уже через несколько часов курс обвалился до 12 гривен. Объяснение оказалось простым. Уже в полдень рынок знал, что Нацбанк отстранил от валютных торгов на межбанке то ли 12, то ли 20 мелких финучреждений. Их попросту отключили от системы торгов «ВалКли», которую администрирует Нацбанк.
Что это означает? Система подтверждения торгов – она же «ВалКли» – это программное обеспечение, которым пользуются казначеи для покупки-продажи валюты на межбанке. Если банк отрезан чиновниками от сервера, он не может проводить операции на открытом рынке.
Участникам рынка намекнули, что отключенные банки пострадали именно за валютные спекуляции. Они покупали слишком дорого в предыдущие дни. Результат не заставил себя долго ждать. Во вторник к обеду котировки на межбанке обвалились с 13,05 до 12,35 гривен за доллар, а закрылись торги на отметке 12,28.
Кого же наказали? «Это банки 3 и 4 группы. Возможно, среди наказанных есть и большие, но я об этом ничего не слышал», – сообщил нам источник в одном из коммерческих банков.
О санкциях против крупных банков не слышали и другие казначеи, что само по себе удивительно. Например, уже после того, как большинство учреждений снизили курс в обменках до 12 гривен за доллар, Проминвестбанк продолжал скупать доллары по 12,5 гривен. Это означает, как минимум, что среди клиентов крупных банков тоже есть спрос на валюту.
Само по себе наказание банков, которые покупали слишком дорого, нанесло удар по их клиентам. Наверняка имели место спекулятивные операции, но существовали и обычные клиентские заявки. Банкиры утверждают, что постоянно гасятся валютные кредиты. Для того, чтобы сохранить реноме порядочных плательщиков, клиенты готовы покупать доллары даже по 13,5 гривен. Теперь эти клиенты оказались в сложном положении – их гривна «повисла» в наказанных банках, и какое-то время придется потратить на то, чтобы эту гривну переправить в другие учреждения.
ИСТОРИЯ МЕТОДА БОРЬБЫ С «ВАЛЮТНЫМИ СПЕКУЛЯНТАМИ»
Мы не знаем, собирался ли НБУ объявлять публично о своем решении. Возможно, регулятор собирался преподнести падение курса как решение самого межбанка – логичное и правильное.
Еще днем ЭП обратилась в Нацбанк с письменным запросом о наличии санкций к банкам-спекулянтам. В ответ поздно вечером – после окончания рабочего дня – регулятор разместил на сайте пресс-релиз, в котором вынужден был признать отключение 14-ти банков от Системы подтверждения торгов на межбанковском валютном рынке («ВалКли»).
Итого, это чисто административный метод регулирования валютного рынка – в отличие, скажем, от интервенций НБУ, которые являются примером рыночного метода.
Нечто подобное в свое время делал еще Владимир Стельмах. Однако особенно широко административным методом борьбы с «валютными спекулянтами» начали пользоваться его преемники.
Во время осенней девальвации 2012 года Сергей Арбузов аналогичным способом перекрыл доступ к валютному межбанку финучреждениям, которые выставляли самые высокие котировки на наличном рынке. Тогда пострадали «Регион банк», банк «Премиум», банк «Национальные инвестиции», Platinum Bank и французский банк Креди Агриколь.
Оценив всю простоту и безотказность такого незаконного воздействия на банки, в том же 2012 году аналогичные санкции были расширены всего на 17-20 финучреждений, включая крупнейший из иностранных Райффайзен Банк Аваль и государственный «Укргазбанк».
Зимой 2013 года преемник Арбузова Игорь Соркин также наказывал банки, которые сбывали наличную валюту на черный рынок для спекуляций, путем отрезания их от системы торгов. Тогда изгоем оказался «ОТП Банк», имеющий венгерские корни.
В конце февраля этого года Степан Кубив уже заявлял, что временно отстранил от межбанка 8 финучреждений, которые якобы спекулировали долларами.
Не исключено, что это было сделано по рекомендации Соркина, который на тот момент был советником Кубива, и передавал ему дела. Но в том случае санкция не возымела никакого эффекта. Курс гривны продолжил обвал катастрофическими темпами. Поговаривали, что некоторым банкам просто пригрозили санкциями, но их так и не ввели.
На этот раз, похоже, все более реалистично. Весь список валютных изгоев знает только Нацбанк, который администрирует «ВалКли». Банки видят только своих контрагентов, с которыми они заключили сделку или попытались это сделать. То есть, система подразумевает определенную анонимность для ее участников.
Опрошенные нами казначеи подтверждают, что вчера 15 апреля на межбанке они так и не заметили заявки нескольких не самых крупных финучреждений, которые обычно проявляли определенную активность.
УСТРАНЕНЫ ЛИ ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ РОСТА КУРСА?
Нужно признать, что в данной ситуации все средства хороши, лишь бы «сбить» курс доллара до приемлемых высот. Это не позволит раскрутить в Украине маховик инфляции, который нанесет непоправимый удар по благосостоянию граждан.
Но нужно также признать, что административный метод хорош лишь на время. С тем же успехом НБУ мог бы штрафовать незадачливых граждан, которые вот уже несколько недель вынуждены покупать в банковских кассах доллары по 13,50-14,20 гривен, чтобы погасить свои валютные кредиты.
Очевидно, что по курсу выше 12,5 гривен за доллар не было большого количества желающих покупать валюту. «Когда курс выше 13 гривен за доллар – спрос равен нолю», – считает первый зампред банка «Контракт» Павел Крапивин. Он прогнозирует, что через две-три недели курс даже может откатиться до 10,5 гривен за доллар.
«Реальный курс около 10-10,5. Все, что выше – это спекуляции», – уверен зампред банка «Финансы и Кредит» Игорь Львов.
Первая реакция на санкции оказалась предсказуемой. Часть граждан, наблюдая укрепление гривны, ринулась сдавать наличные доллары в обменники. Аналогично отреагировали и экспортеры. Впрочем, это пока не вызвало большого оживления на межбанке. Объем торгов на безналичном рынке без учета других валют 15 апреля составил 315 млн долларов, тогда как днем ранее он был равен всего 239 миллионам.
Курс не спешит падать, и на это есть свои причины. Главная из них – это политическая составляющая.
Казначеи уверены, что если санкции отменят, курс может снова пойти вверх. Конечно, если при этом не прекратятся попытки расчленить страну, и не остановится военное вторжение сепаратистов на юго-востоке. Частичная стабилизация должна произойти после выделения обещанных МВФ и ЕС кредитов.
В этом отношении, 15 апреля Кубив подал позитивный сигнал. До получения денег от МВФ осталось буквально 2-3 гедели. После этого, заверил глава НБУ во время переговоров с фондом, курс гривны стабилизируется, а все финучреждения, причастные к валютным спекуляциям, будут наказаны вплоть до лишения лицензий.
«Курс будет значительно ниже, это будет реальная составляющая фундаментального характера. Вся страна будет знать, какие шаги предприняли против спекулянтов, зарабатывающих на этом», – сказал Кубив.
Но есть и негативные сигналы, которые подают и НБУ, и исполнительная власть.
Нацбанк выдавал и продолжает выдавать рефинансирование банкам, из которых продолжается отток депозитов. Это приводит к переизбытку гривны в банковской системе, и часть ее безусловно идет на покупку валюты.
15 апреля остатки на корсчетах банков достигли 33,1 млрд гривен. Для сравнения, в 2013 году среднедневной показатель был 25 млрд гривен, чего вполне достаточно для нормальной работы банков. Кроме того, НБУ продолжает накачивать систему деньгами. Только в апреле НБУ выдал почти 5 млрд гривен кредитов рефинансирования.
Примечательно, что 14 апреля регулятор увеличил учетную ставку с 6,5% до 9,5% годовых. К тому же регулятор заверил, что ставка по кредитам рефинансирования теперь будет равна двойному размеру учетной ставки, то есть 19% годовых.
Тем не менее, 15 апреля НБУ выдал кредиты трем неизвестным банкам в размере 620 млн гривен по цене всего 10% годовых. Таким образом, пока не приходится надеяться, что у некоторых банков и их клиентов пропадет соблазн скупать валюту.
В свою очередь, правительство инициирует страшилки вроде налога на доходы от депозитов. Но самое главное – уже две недели по Киеву ходят разговоры, что президентские выборы 25 мая не состоятся.
Возможная отмена выборов – ключевой факт, который может стать на пути стабилизации гривны. Ведь известно, что Восток и Юг страны не считает киевскую власть легитимной, и этим активно пользуются российские провокаторы. Выборы должны были стать фактором стабилизации, потому что дали бы стране легитимную во всех отношениях власть. После избрания президента, России уже не от кого было бы «защищать».
Под каким предлогом отменят выборы – пока неясно. Но похоже, что ведущие претенденты на пост президента уже в курсе, что будет именно так. Косвенным подтверждением этого факта служит то, что они до сих пор не начали активную предвыборную кампанию.
Получается, все политические силы устраивает нынешнее положение вещей. Но для валютного рынка отсутствие выборов – безусловно, отрицательный фактор номер один. Именно до выборов все бизнесы «заморозили» свои новые проекты. Именно выборы считаются отправной точкой для стабилизации курса. Ведь отмена выборов играет на руку России как ничто другое.
«Если агрессия со стороны России продолжится, то курс доллара может опять взлететь и даже пробить отметку 15 гривен. Потеря еще нескольких областей или широкомасштабные бои на юго-востоке могут привести к катастрофическим последствиям для курса», – констатирует председатель правления крупного банка.
Алексей КОМАХА, Сергей ЛЯМЕЦ, Экономическая правда
|