Каждый из нас хоть раз в жизни, но были проблемы с водителями такси или диспетчерами соответствующих служб. Комитет Народного Контроля исследовал почему возникают конфликтные ситуации, где нарушается закон и действительно пассажир незащищенный перед столичными таксистами? Особенно, если пассажиром является человек с инвалидностью.
Оказалось, что основная причина конфликтов – в отсутствии лицензий у служб такси и водителей. Такси в Украине предоставляются двумя типами компаний. Первые из них имеют лицензии на перевозку пассажиров и лицензионные карточки на все автомобили собственного автопарка. Это соответствует требованиям п. 24 ч. 1 статьи 7 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», а п. 86 Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 18 02. 1997 № 176 (далее – Правила).
Автомобили таких компаний имеют нанесенные композиции из квадратов, расположенных в шахматном порядке, и оборудованы согласно п. 4.1.4 п. 4.1 раздела IV Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров, опасных грузов, багажа автомобильным транспортом. Водители и диспетчеры таких компаний-перевозчиков официально трудоустроены, а, следовательно, с их доходов платятся налоги и другие обязательные платежи.
Условием трудоустройства в таких служб является наличие у водителей лицензий и лицензионных карточек (например, такси «Султан»). Такие службы такси оплачивают свою лицензию (одна минимальная заработная плата, исходя из ее размера, действующего на дату принятия органом лицензирования решения о выдаче лицензии) и оборудования автомобилей.
С одной стороны, это приводит к росту тарифов на услуги. А с другой – побуждает обслуживать клиентов, в т. Ч. С инвалидностью, так, чтобы они обратились еще раз и рекомендовали другим.
Другие фирмы предоставляют информационно-диспетчерские услуги без лицензии. Перечень условий трудоустройства водителей к таким компаниям тоже не содержит наличие соответствующей лицензии. Похожие объявления находим на сайтах такси «Метеор», «Лимузин такси», «Ягуар» и «Триумф», службы «Эконом такси». В результате уровень культуры водителей часто оставляет желать лучшего. Но конфликтные ситуации является нарушением следующих норм:
п. 83 Правил ... устанавливает, что лица с ограниченными физическими возможностями имеют право на бесплатную перевозку средств, предназначенных для личного передвижения (инвалидные коляски, костыли и т.п.)
п. 150 Правил … обязывает водителя быть вежливым и внимательным к пассажирам, помочь пассажиру загрузить багаж, брать оплату только в установленном размере, выполнять требования этих Правил и Правил дорожного движения (далее - ПДД). В свою очередь, п. «Б» п. 2.3 ПДД обязывает водителя для обеспечения безопасности дорожного движения быть внимательным, следить за дорожной обстановкой и не отвлекаться от управления транспортным средством в дороге.
п. 154 Правил … запрещает водителю отказывать пассажиру в обслуживании из-за его инвалидности, выбирать пассажиров по выгодности их следования, осуществлять перевозки пассажиров, если в автомобиле такси отсутствует или не работает таксометр.
п. 156 Правил … которым предусмотрено право пассажира такси требовать от водителя выполнения требований Правил дорожного движения, этих Правил и законодательства о защите прав потребителей. Так, статьей 18 Закона Украины «О защите прав потребителей» исполнителю услуг запрещено включать в договора с потребителем условия, которые являются несправедливыми. А именно такова оплата простоя пассажиром, если при опоздании водителя тариф не уменьшается.
Однако действительно информационно-диспетчерские службы (ИДС) не нуждаются в лицензии? Согласно п. 96 Правил такие службы имеют собственные авто для перевозок на такси. А такси – это легковой автомобиль для перевозки пассажиров и их багажа в индивидуальном порядке. Вот и получается, что для ИДС лицензия тоже нужна.
Поэтому журналистка Комитета народного контроля, под видом потенциального клиента, которому нужно ехать с начала Троещины до бульвара Лепсе, 89, провела опрос 13 служб такси Киева.
Респонденты были разделены на две группы: с лицензией (Аврора такси, Такси «Султан», «Экспресс-такси», ИСС «Такси-13» и ИДС «Элит-такси») и без нее ИСС «Студент-такси», такси «Оптимальное», «Метеор», «Лимузин такси», «Ягуар» и «Триумф», служба «Эконом такси» и компания «Абсолют плюс такси».
Перечень вопросов был таким:
– стоимость проезда;
– берется оплата за перевозку инвалидной коляске в багажнике «седана»?
– если инвалидную коляску по размерам требует подачи «универсала», то оплачивается ли такая подача?
– есть ли лицензии у ваших водителей? Если да, то где я могу увидеть информацию о них?
– с какой минуты начисляется оплата за простой и в каком размере?
– сколько составляет штраф за опоздание водителя?
Реакция на поставленные вопросы была разной. Преимущественно диспетчеры выслушивали до конца. В ИСС «Элит-такси» диспетчер вежливо и квалифицированно ответила на все вопросы. Заверила, что, по требованию клиента, водитель обязан показать копию или оригинал лицензии.
У диспетчера ИСС «Такси-13» лопнуло терпение на вопросе № 6: спросила, клиент будет заказывать машину. И только после настояний журналиста дала ответ.
Диспетчер ИДС «Студент-такси» исчезла из связи сразу после вопроса о наличии лицензий.
Диспетчер «Абсолют плюс такси» со всеми «скользкими» вопросами настойчиво направляла в центральный офис.
А диспетчер такси «Ягуар» заявила, что она работает в такси уже 15 лет и «Если кто-то скажет вам, что страхует своих клиентов, он солжет вам! Это я вам откровенно говорю».
Теперь по ответам на вопросы. Наименьшим оказался тариф 83 грн. в Аврора такси, ИСС «Студент-такси» и такси «Метеор». Самый дорогой тариф, 119 грн. в ИСС «Элит-такси».
Плату за перевозку инвалидной коляске в багажнике «седана» попросили в двух службах: «Эконом такси» и «Абсолют плюс такси». А вот универсал все приказали оплачивать. Более того, услышав об инвалидной коляске, диспетчер «Оптимального» категорически заявила, что нужен только универсал. То есть диспетчер пыталась навязать клиенту услугу, которая ему нужна и обойдется дороже.
Кроме упомянутых выше – лицензии оказались во всех службах. Однако некоторые говорили, что с поиском лицензированных водителей клиент дольше ждать машину (ИСС «Такси-13») или машина вообще не найдется («Оптимальное»). Странные замечания после заявления о том, что лицензии есть ... А в «Экспресс-такси» сказали, что их служба не предъявляет документов.
Ответы по оплате простоя такие: с шестой минуты. И только «Экспресс-такси» считает простой с пятой минуты. Размеры платы за простой колеблются с 0,5 грн / мин. до 1 грн / мин. Только ИДС «Элит-такси» взимает с клиента, который опоздал, 1,20 грн / мин. Однако на столько же уменьшается тариф за проезд в случае опоздания водителя.
У остальных компаний:
а) водители не опаздывают (ИСС «Такси-13»);
б) правилами предусмотрено уменьшение тарифа (Аврора такси);
в) возможна компенсация по договоренности («Лимузин такси» и такси «Триумф»);
г) тариф не уменьшается (такси «Султан», «Метеор», «Эконом такси»).
Так что за законностью деятельности и отношением к клиенту среди опрошенных служб лидирует ИДС «Элит-такси». Далее «Экспресс-такси». После этого другие службы, кроме ИСС «Студент-такси», «Эконом такси» и «Абсолют плюс такси». Последние оказались в хвосте рейтинга своего незнания действующего законодательства Украины и нарушение прав клиента.
Наталья МОРОЦКАЯ, общественный активист, правозащитник
|