На прошлой неделе ВР Украины поддержала в первом чтении предложенный Кабмином Украины Налоговый кодекс. Несколькими днями ранее вступили в силу изменения в КЗоТ Украины, ЗУ «О государственной налоговой службе в Украине», которые значительно усилили налоговый контроль над мелким и средним бизнесом. А в скором времени будут пересмотрены основные принципы разрешительной системы страны. Парадоксально, но все эти новшества, по мнению правительства, позволят вытащить из теневой экономики 30% украинского бизнеса. Хотя сами предприниматели с грустью констатируют свое желание еще больше скрыться от фискального ока страны. Причин тому несколько. Во-первых, изменения в КЗоТ (ч. 2 ст. 259) предоставляют налоговым органам «право с целью проверки соблюдения налогового законодательства осуществлять контроль на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения». Т.е. к вам смогут прийти без предупреждения и с любого района. Во-вторых, ст. 47 Налогового кодекса прямо предусматривает наделение ГНАУ функциями следственных органов (вплоть до осмотра жилища частных предпринимателей), что противоречит УПК Украины. А глава ІІІ раздела ІІ Налогового кодекса и вовсе предполагает предоставление налоговым разъяснениям статуса официального толкования законов, что может делать только Конституционный Суд Украины. Все это приведет к тому, что бизнес добровольно уйдет в тень, потому что сама система налогообложения вкупе с усилением администрирования и давления на предпринимателей станет невыносимой для рынка. А ведь бизнес хочет одного – паритетных условий сотрудничества с государством. По разным экспертным оценкам, в глубокой тени у нас находится от 40 до 60 процентов экономики. Все политические силы, действующие на просторах Украины, признают этот факт позорным для европейской страны и обещают, придя к власти, раз и навсегда покончить с этим явлением. Однако процент теневой экономики постоянно растет. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? КТО У КОГО ОТМЫВАЕТ ДЕНЬГИ? Говоря о теневой стороне бизнеса, невозможно обойти вниманием оптимизацию налогообложения. Почему? Ответ прост – отечественная налоговая система создана для обдирания отечественного бизнеса. «Наглое обложение», – так говорят предприниматели, и не потому, что им жалко отчислять деньги в казну, а потому что платить приходится (если по закону) практически все, что заработал. Не уходят от налогов только иностранцы, поскольку они не понимают, зачем так рисковать ради бизнеса. Им проще не вести свои дела в Украине, а открыть бизнес в другой, более благоприятной стране, однако отечественные бизнесмены таким благоприятным шансом не располагают. Нардеп Наталья Королевская поделилась своим опытом: «Мы провели опрос среди основных инвесторов, которые хотят прийти в Украину, что им мешает осуществлять свою деятельность в нашей стране. Первой причиной они назвали ненадлежащую защиту собственности, а в этом вопросе мы вообще находимся на 58 месте среди 70 стран в мире. Вторая причина – это колоссальное административное давление, третья причина – отсутствие доступа к инфраструктуре, четвертая – сумасшедшая зарегулированность всех рынков, и последняя главная причина – чрезмерная коррупция. К сожалению, чиновники не отдают себе отчета, что давление со стороны власти, как сообщающиеся сосуды влияет на качество жизни населения». Но где же эти изменения? Действительно, с принятием Налогового кодекса сократится количество налогов. Вероятнее всего, будут введены каникулы для малого и среднего бизнеса. Однако при этом: 1) усиливается имущественная ответственность налогоплательщиков за погашение налоговой задолженности, в том числе за счет обращения взыскания на имущество учредителей, независимо от организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов; 2) предусматривается увеличение сроков проведения плановых и внеплановых выездных документальных проверок до 30 рабочих дней (для малого бизнеса – до 20 дней); 3) вводится налог с депозита в размере 5 % и с накоплений на текущих и карточных счетах вкладчиков; 4) возрастает налоговая нагрузка для физлиц – месячные доходы свыше 50 минимальных зарплат (около 45 тыс. грн) облагаются не 15 %, а 17 % подоходного; 5) единый налог реформируется и разъединяется от социальных отчислений, которые налогоплательщикам придется платить отдельно от налога. И так далее. Как видим, единственно верного решения в виде устранения произвола налоговых органов – когда им «спускают» негласные указания собирать дополнительную нагрузку, проводить дополнительные проверки, не принимать отрицательные отчеты и не возмещать НДС – не предусмотрено. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ - ЗАЛОГ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА?
Сегодня украинская действительность свидетельствует об изменении политической ситуации, о наступающей стабильности, которая, разумеется, должна оказать жизнетворное влияние на инвестирование предпринимательской сферы, влить новую кровь в жилы украинского бизнеса. Вот только донорами пока становиться никто не хочет. Думается, причин несколько. Понятно, что нежелание осуществлять предпринимательскую деятельность на полностью или частично законных основаниях связано с чрезмерными административными функциями контролирующих органов, которые со вступлением в законную силу ЗУ от 20 мая 2010 года № 2275-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» существенно усилились. Речь идет о возможности проведения внеплановых проверок налоговыми органами субъектов хозяйствования, которым предоставлено довольно широкое поле деятельности. Налоговики получили законное право не только осуществлять проверку соблюдения финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя, но и контролировать некоторые вопросы трудового законодательства, касающиеся приема граждан на работу к ФЛП и оплаты их труда. Более того, представителям налоговой власти дозволено проверять всех субъектов бизнеса вне рамок территориального подчинения. ЗАРПЛАТА В КОНВЕРТАХ КАК ОТВЕТНЫЙ ШАГ НАЛОГОВИКАМ Еще одной немаловажной причиной нежелания бизнеса выходить «на всеобщее обозрение» и стремления укрывать зарплату наемных работников служат обязательные государственные сборы и платежи в социальные фонды. Ведь такие платежи в органы соцстраха и пенсионного фонда составляют примерно 40 % от обещанной работнику суммы заработка. Сказанное лишь подтверждает, что «конвертная зарплата» оправдана экономическими соображениями нанимателя-предпринимателя. Понятно, что, получая неофициальную заработную плату, работник ограничивается в праве на получение государственных гарантий и выплат при наступлении определенных юридических фактов, к примеру, таких, как пенсия или профессиональное заболевание. Однако ни в одном из законопроектов от правительства не предусматривается снижение размеров отчислений в госфонды, что дало бы возможность легализовать многих «теневых» работников. В итоге, новации правительства, может быть, и преследуют благую цель, однако по факту представляют собой стандартные схемы по наполнению бюджета и никак не учитывают интересы самих предпринимателей. Таким образом, чтобы окончательно не загнать бизнес в подполье, необходимо провести качественную переработку существующих законов и проектов в сфере предпринимательства. НОВАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Трудовое законодательство: штрафов станет больше 16 июня 2010 года вступила в силу ч. 2 ст. 259 КЗоТ Украины, изложенная в следующей редакции: «Центральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в их функциональном подчинении, кроме органов государственной налоговой службы, которые имеют право с целью проверки соблюдения налогового законодательства осуществлять такой контроль на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения». Это означает, что государственный бюджет уже в скором времени пополнится «новым видом» доходов от штрафов предпринимателей, к которым «без объявления войны» нагрянут представители налоговых органов. Причем правило «страна должна знать своих героев в лицо» работать перестанет в силу того, что гости из органов государственной налоговой службы будут приходить не только без предупреждения, но и из других районов. Понятно, что этим государство преследует цель бороться с взяточничеством (чем-то напоминает независимое тестирование или автоматическое распределение дел в суде) «коренных» налоговиков. Предпринимателю же будет худо. НАЛОГОВОЙ МИЛИЦИИ РАЗВЯЗЫВАЮТ РУКИ С 16 июня 2010 года ст. 10 ЗУ «О государственной налоговой службе в Украине» дополнена пунктом 19 такого содержания: «При получении органом налоговой милиции информации в случаях, установленных законом, принимают решения о проведении внеплановой налоговой проверки плательщика налогов без его предварительного предупреждения, если органом налоговой милиции получена информация об уклонении такого плательщика от налогообложения». Как видно, норма направлена во благо государству и во вред плательщику. Позвольте спроецировать ситуацию: скажем, «непорядочный» конкурент предпринимателя сообщает налоговой милиции данные о сокрытии доходов последним, якобы имеющие место. Милиция оперативно реагирует, проводит проверку и… в любом случае (за месяц) что-нибудь да находит. 14 июня 2010 года ВР зарегистрировала законопроект, инициированный Президентом Украины № 6517 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения», согласно которому предлагается отменить п. 19 ст. 10 ЗУ «О государственной налоговой службе в Украине». Названным законопроектом планируется отменить и иные нормы, касающиеся усиления налоговых полномочий, принятых ЗУ от 20 мая 2010 года № 2275-YI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К «ЕДИНЩИКАМ» Одним из наиболее знаковых нововведений в проекте Налогового кодекса для участников рынка международных автоперевозок стала норма о нераспространении права на упрощенную систему налогообложения на субъектов ВЭД. Об этом говорится в статье 2 раздела 14 проекта закона. Под эту статью подпадают физические и юридические лица, которые осуществляют деятельность в отрасли международных перевозок автотранспортом. Между тем, по данным Ассоциации международных автоперевозчиков Украины (АсМАП), упрощенной системой налогообложения сейчас пользуется 70 % участников данного рынка. Изменение условий работы заметно переформатирует рынок автоперевозок. Чтобы перейти на новую форму налогообложения, компании вынуждены будут капитализироваться, вводить в структуру предприятий бухгалтерские отделы и создавать соответствующее кадровое наполнение. Чтобы позволить себе это, перевозчики, прогнозируют эксперты, начнут объединяться и консолидироваться. Уходить с рынка транспортников заставят не столько затратность и сложность решения организационных вопросов, сколько, собственно, вводимая кодексом налоговая нагрузка, которая по сравнению с действующей системой возрастет в разы. Например, вместо сбора за загрязнение окружающей среды (сейчас обходится одному перевозчику примерно в 7 тыс. грн. в квартал) вводится экологический налог, который превышает сбор в 9 раз. Комментарии: Народный депутат от НУ-НС Павел ЖЕБРИВСКИЙ: – Сегодня тот налоговый груз, который лежит на экономике, не позволяет ей нормально существовать и жить. Поэтому даже легальный сектор экономики частично находится в тени. Ведь если заплатить все налоги в полном объеме, то на развитие и вообще на существование большинства предприятий надеяться бесперспективно. Таким образом, во-первых, мы должны расширить базу налогообложения и уменьшить налоговый пресс на бизнес. Что касается расширения базы налогообложения, надо четко понимать, что только определенная часть населения, занимающаяся малым и средним бизнесом, должна быть на патенте. Ибо, на самом деле, сегодня в Украине сформировалась целая легальная «оффшорная зона», которая не платит почти никаких налогов. Второе — это обязательный перевод с разрешительной на заявочную систему ведения бизнеса и ограничение проверок. Ведь суть не только в налогах, но и во взятках, которые мешают бизнесу работать. Третье — и самое главное — нужно дать возможность бизнесу модернизировать свое производство, чтобы оно было конкурентным на рынке. Понятно, что такие подходы приведут к росту ВВП и к тому, что люди будут больше заняты на производстве, это вызовет конкуренцию рабочей силы. А так как рабочая сила уже является соучастником процесса, а налоговый пресс на бизнес уменьшится, это вынудит работодателей выплачивать все зарплаты не «по черному» в конвертах, а в полном объеме «по чистому». Народный депутат от ПР Владислав ЛУКЬЯНОВ: Система налогообложения – это, с одной стороны, причина функционирования государства, она дает стране средства для функционирования всех институтов, с другой стороны, государство должно содавать условия для функционирования бизнеса. Безусловно, крен в одну или другую сторону вреден для экономики. Если налоговая система будет работать больше на бизнес – пострадает государство и незащищенные слои населения, а если налоги будут взиматься только из расчета интересов государственных органов, то будет страдать бизнес. Должен быть баланс интересов в этом вопросе. Говоря о существующей системе налогообложения, можно сказать, что она сформировалась под воздействием рыночных сил и в период трансформации советского пространства в рыночную экономику. И на сегодняшний день такие процессы не завершены, Украина относится к развивающимся государствам. Должен признать, что существующая система не оптимальна и не сбалансирована, а раз нет баланса, то страдают в основном предприниматели. Изменение существующего положения в экономике нужно рассматривать в контексте трех существующих документов – это проект Налогового кодекса, нового Бюджетного кодекса и Концепции экономического развития Украины на 2011–2014 гг. Безусловно, Налоговый кодекс разработан с целью сбалансировать экономическую ситуацию, он сокращает количество налогов, упрощается налоговый учет и форма отчетности. Но, с другой стороны, не совсем упрощается жизнь предпринимателей, т.е. администрирование налогов – и это не самое лучшее положение кодекса. Однако он прошел только первое чтение и сейчас будет дорабатываться, поэтому я надеюсь, что после внесения изменений Кодекс станет более сбалансированным для бизнеса. Юлия ГАБДУЛЛИНА, Алена МИХАЙЛЕНКО, «Судебно-юридическая газета»
|