Комиссар ЕС по вопросам торговли Карел де Гюхт поставил Украине ультиматум: законы об автомобильном «утилизационном сборе» с 1 сентября не должны действовать. Введение «экологического налога» в Украине противоречит установленным правилам международной торговли и заставит ЕС прибегнуть к «ответным шагам». То есть к ограничению поставок украинских товаров на рынок ЕС, сообщает Институт политико-экономических рисков и перспектив. Европейский чиновник сделал это заявление в крайне смятенном состоянии. Еще 25 июля он получил от украинской власти заверения: президент Виктор Янукович не подпишет резонансные законы. Тем более, Украина на стороне ЕС ввязалась в войну с Российской федерацией за тот же «утилизационный сбор». То есть Киев с Брюсселем настаивают, что принятые в 2012 году Москвой законы дискриминационные, поскольку они привели к значительным убыткам украинских автопроизводителей. Как известно, Украина экспортирует авто преимущественно в Россию. Однако законы Янукович подписал. Хотя бы спохватился и поручил правительству их «доработать». Неизвестно, видел те законы, или штампом с его факсимиле воспользовались оставленные «на хозяйстве» люди на Банковой. Речь о другом: ультиматум сложный для выполнения еще и потому, что изменения в законы можно будет внести только в сентябре, когда начнется очередная сессия парламента. То есть тогда, когда в ответ начнут разрабатываться санкции от ЕС. Логическая цепочка проста: экспорт украинских товаров сократится, поступления валюты не будут покрывать государственных нужд. Искусственное попытки ограничить спрос ростом цены, чтобы сохранить золотовалютные запасы и дождаться транша МВФ, превращают дефолт вполне очевидную реальность. Промежуточным выходом из ситуации могла бы стать задержка с публикацией законов. Ко времени официального обнародования они не вступают в силу. Однако 7 августа «Голос Украины» разместил нормативные акты на своих страницах.
Участники рынка оценивают ситуацию по-разному, еще больше ее запутывая. Скажем, вице-президент ассоциации «Укравтопром» Ефим Хазан не понимает, с какой стати переполошилась Европа. По его убеждению, Украина только исполнила директиву ЕС № 3/2000, согласно которой к 2015 году 95% материалов, полученных от утилизации авто, должны быть направлены на переработку. «Укравтопром» предлагает видеть только этот момент, а все другие отвергает. К тому же, Хазан слишком вольно трактует европейскую директиву и странным образом определяет их первостепенность. Хотя бы потому, что одни нормативные документы Старого света он считает важными, а другие - не стоящими внимания. Например, Европа готовится к экологическим требованиям топлива «Евро-6», а в Украине пролонгировано производство бензина стандарта «Евро-3». Другая тема - безопасность. С начала 2013 года на рынок ЕС допускают только те авто, которые в базовой комплектации оснащены системой стабилизации. В Украине же при адаптации и локализации производства - сборка машин из отечественных комплектующих - с «Ланоса» исчезла даже ABS, а цена выросла. Радует Хазана и то, что украинские заводы возобновляют производство. Однако он умалчивает, что происходит это благодаря госзаказу на авто для инвалидов. Проблема брошенных автомобилей в крупных городах существует, но она менее острая, чем утилизация, скажем, пластиковых бутылок или мусора. Однако деньги из бюджета давать только на утилизацию автомобилей. Президент Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Станислав Щербина утверждает, что продавцы импортных автомобилей и без нового законодательства уже имеют дело с «экологическим сбором». По его словам, речь идет об оплате за проверку «санитарного и экологического состояния транспортного средства». Санстанция исправно собирает средства за такую проверку при пересечении автомобиля таможенной границы Украины. Кроме того, есть еще «тарный сбор». За пленку, которой «пакуют» сидения и сами авто, утверждает Щербина, импортеры тоже исправно платят. «Фактически нас заставляют нести венки на похороны того, кто еще не родился», - сетует он. Сходятся производители и импортеры в одном: продажи автомобилей в 2013 году вряд ли превысят 160 тыс. штук. В 2012 году украинцы купили 217 тыс машин. Таким образом, в 2013 году бюджет не досчитается нескольких миллиардов гривен, а осенью в Украине возникнет дефицит популярных автомобилей. Во время голосования законов в парламенте складывалось впечатление, что покупателей банально напугают, чтобы они побежали в автосалоны, а там президент, немного подождав, наложит на них вето. Это был бы лучший выход из ситуации. Однако теперь - фактическая тупик. Или депутаты соберутся на внеочередную сессию, или в дополнение к «шоколадной войне» с Россией Украина получит еще и «автомобильную войну» с Европой. Шансов отбить атаки на всех фронтах не существует. Александр ЧЕРЕВКО
|