В Украине снова подорожает топливо. Эксперты уверены: для этого есть все предпосылки – оптовые цены уже поднялись, гривна продолжает девальвировать, постоянные проблемы с покупкой валюты: все это не может не сказаться на розничных ценах.
ПОЧЕМУ ЦЕНЫ БУДУТ РАСТИ
В «Консалтинговой группе А-95» подсчитали: бензин может подорожать примерно на 1 грн, дизельное топливо – на 50 копеек на литре. Произойти это может уже через неделю, а то и раньше.
«У нефтетрейдеров еще есть запас прочности – пока АЗС работают на январских запасах. Но ситуация сейчас сжимается, как пружина. Оптовые цены уже выросли за последнюю неделю на 3-5%, что в пересчете составляет 40-50 коп./л. Даже если курс гривны останется на сегодняшнем уровне, то эта пружина все равно выстрелит, но позже, не ранее середины февраля. Если же девальвация будет ежедневно прогрессировать – ценники на стелах вырастут еще раньше», - поясняет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
С прогнозами эксперта солидарны и в «Объединении операторов рынка нефтепродуктов Украины», которое является представителем интересов крупнейших сетей АЗС. По мнению президента ассоциации Леонида Косянчука, главная причина, по которой ценники на стелах АЗС, скорее всего, вырастут в ближайшее время, - девальвация гривны.
«Сегодня курс доллара на межбанке перевалил за 26 грн, тогда как месяц назад он был на уровне 23,9 грн. То есть только за один месяц стоимость гривны упала на 2,1 грн за доллар, что приводит к подорожанию бензина на 1,36 грн/л, а дизельного топлива – на 1,5 грн/л.», - отмечает Косянчук.
В ассоциации отмечают, что на цену топлива давит и проблема с покупкой валюты. Например, по словам Косянчука, одному из операторов АЗС, которого представитель рынка предпочел не называть, в прошлом месяце из 20 заявок на покупку валюты НБУ удовлетворил лишь четыре.
«К тому же у компаний постоянно растут затраты на обслуживание сетей. Продажи топлива упали примерно на треть, а цены на электроэнергию, которая составляет львиную долю расходов на содержание АЗС, выросли на 40%. А это значит, что в каждый литр топлива нужно заложить еще больше затрат на содержание сети АЗС», - резюмирует глава объединения.
Впрочем, один из экспертов допустил, что операторы скорее пойдут на всякие хитрости, чем поднимут цены на топливо, когда сезонный спрос и так находится «на минимуме». «Скорее всего, компании попытаются нивелировать негативные факторы, оптимизируя работу АЗС. Другими словами, многие просто будут продавать часть топлива мимо кассы, чтобы сократить расходы на налоги», - уверен Геннадий Рябцев, директор специальных проектов НТЦ «Психея».
Правда, и Рябцев уверен, что в случае дальнейшей девальвации гривны повысить ценники на стелах все же придется.
НЕСБЫВШИЕСЯ ОБЕЩАНИЯ
Прогнозы экспертов явно идут в разрез с попытками правительства «сбить» цены на топливо. В середине января Минэнерго на своей странице в Facebook сообщило, что ему удалось убедить нефтетрейдеров понизить стоимость бензина и «дизеля».
«Цены на светлые нефтепродукты должны отреагировать на резкое падение нефти», - сообщило министерство на своей странице 13 января. В сообщении уточнялось, что размер «реакции» будет зависеть в основном от курса гривны и доллара.
Если верить статистике «Минфина», цены на топливо действительно упали – например, бензин А-95 с 13 января подешевел на 25 копеек на литре. Однако если прогнозы экспертов сбудутся, то стоимость топливо не просто вернется на прежний уровень, а вырастут до самого высокого уровня в этом году – более 20 грн за литр.
КАК МЕНЯЛИСЬ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН А-95
Геннадий Рябцев уверен, что в высоких ценах на топливо виновато в первую очередь правительство. «Чтобы снизить стоимость бензина и «дизеля» необходимо менять фискальную политику. Сегодня нефтепродукты катастрофически зависят от иностранной валюты», - уверен аналитик «Психеи».
То, что в структуре цен на топливо большую часть занимают налоги, подтверждают и данные Министерства энергетики:
– бензин А95: цена импорта 38%, налоги 44%, логистика 4%, затраты и наценка 14%;
– дизель: цена импорта 37%, налоги 38%, логистика 6%, затраты и наценка 19%.
Главком
|